Свобода и привязанность

от alphapar
Птицу отпустили на волю, лететь, взрослеть

Основоположником теории привязанности является английский психоаналитик Джон Боулби, именно он в середине прошлого века указал на то, что стремление ребёнка быть в контакте с теми, кто о нём заботится является основополагающим инстинктом человеческого существования, а разделение с основными привязанностями — источником подавляющего большинства психологических проблем как в детстве, так и во взрослом возрасте.

Когда Джон Боулби впервые сформулировал основные постулаты теории привязанности, у него не было твёрдых доказательств своей правоты, но за последние 50 лет у нас появилась возможность в различных ситуациях наблюдать за работой мозга не разрушая его. И все данные исследований по нейропсихологии говорят в пользу того, что привязанность действительно является основой смысла человеческого существования, а последнее десятилетие можно условно назвать вторым рождением теории привязанности.

В 1999 году канадский психолог и психотерапевт доктор Гордон Ньюфелд (Gordon Neufeld) представил теорию взросления, основанную на привязанности. Собрав и соединив все лучшее из теории привязанности, различных теорий развития, теорий о человеческих взаимоотношениях, а также последние открытия в области нейропсихологии, Гордон Ньюфелд описал своё видение развития человека, где взросление — это природный процесс, который происходит спонтанно при благоприятных условиях и замирает, когда условия не столь подходящие.

[box style=»0″]

Позитивные условия, при которых происходит рост и развитие ребенка, как уникального индивида — это глубокая, надежная привязанность с взрослыми, ответственными за ребенка. Доктор Ньюфелд подчеркивает, что привязанность — это не только стремление ребенка быть физически рядом с заботящимся о нем взрослом (так называемый бондинг), но любое стремление к контакту и близости: физическому, эмоциональному, психологическому.

[/box]

Нам всем хочется, чтобы повзрослев наши дети стали свободными и независимыми. Чтобы в жизни они не шли на поводу у других, а умели слышать себя, распознавать свои желания, следовать своим мечтам, чтобы видели долгосрочную перспективу своих поступков и не боялись принимать решения, чтобы умели сходиться с людьми, оставаясь самими собой. Нам бы хотелось, чтобы наши дети, выпорхнув из родительского гнезда и очутившись во «взрослом» мире, не начали бы растерянно озираться по сторонам в поисках опоры и ориентиров, а вошли во взрослую жизнь уверенными, имеющими контакт с самими собой людьми.

Но как, как научить ребёнка быть таким? И возможно ли этому научить? Научить быть любознательным и заинтересованным, чтобы ему нравилось пробовать новое. Научить быть креативным и ценить оригинальность. Научить проявлять инициативу или иметь чувство собственного достоинства. Научить думать или преодолевать страх и обстоятельства на пути к своей цели.

Наверное, я многих разочарую, когда напишу, что научить ребёнка всему вышеперечисленному невозможно. Как невозможно заставить расти дерево, или сделать яблоко спелым, покрасив его в красный цвет. А знаете почему невозможно? Да потому, что всё уже заложено в ребёнке! Точно также, как в маленьком семечке уже заложена жизненная сила стать могучим ветвистым деревом, точно так же в нашем малыше уже заложена жизненная сила стать самодостаточным, зрелым взрослым.

Любой ребёнок, приходящий в этот мир уже имеет потенциал познать своё «Я», стать психологически независимым, жизнеспособным существом, «наполниться» собой, осознать свою ценность и реализовать себя. Этот потенциал не зависит от места рождения, национальности, материального положения или престижности посещаемой школы, он не передаётся по наследству, не зависит от интеллекта и ему невозможно обучить. У всех есть шанс стать зрелой личностью, но несмотря на то, что шанс есть у всех, не все достигают в жизни своего потенциала, не все становятся свободными, психологически независимыми взрослыми.

Так же, как на пути превращения невзрачного семечка в прекрасное дерево существует множество преград, так же и на пути превращения младенца в зрелого взрослого возникает много помех и препятствий. Вырасти – не значит повзрослеть, и на пути к взрослению многие дети «застревают» в своём развитии. Наша роль, как родителей — обеспечить условия для взросления, убрать препятствия на пути той жизненной силы, которая есть в ребёнке.

[box style=»0″]

Чтобы ребёнок мог нормально развиваться ему нужны два условия:

Первое – приглашение существовать в нашей жизни, ощущение глубокой близости и безопасности, когда ребёнок на подсознательном уровне чувствует: он желанен, его принимают, ему не надо постоянно доказывать, что он достоин любви. Речь идет, конечно же, о привязанности. Когда мозг ребёнка уверен в надёжности своих привязанностей, он может расслабиться и начать исследовать мир. Он может позволить себе быть смелым и оригинальным, дерзким и креативным. Когда знает, что за спиной у него надёжный тыл, что даже в случае неудачи, он в любой момент может вернуться под защиту любящего взрослого.

Второе приглашение, которое мы даём нашим детям – это приглашение проявлять свою индивидуальность и независимость, когда мы создаём пространство для развития, для познания себя и окружающего мира вокруг.

[/box]

Но если первое условие не работает, то о втором не может быть и речи. Дети – существа, зависящие от привязанности. Привязанность первична, а взросление вторично. Если у ребёнка нарушена привязанность, то всю энергию мозг будет тратить не на самовыражение, а на поиск и удержание контакта и близости. Так что второе условие имеет значение только при наличии первого, потому что мозг в первую очередь решает задачу привязанности, а уж потом – развития.

Пока ребёнок находится в утробе матери, он привязан к матери физически. Когда малыш появляется на свет и мы перерезаем пуповину, то наша задача – компенсировать ему потерю физической привязанности, создать ребёнку «психологическую утробу», невидимую пуповину, которая позволит ему жить, развиваться и, в конце концов, стать «беременным собой» и «родить самого себя» на свет.

Чтобы понять свою роль при создании и поддержании психологической утробы, можно посмотреть, как происходит развитие ребёнка в утробе физической. Пока малыш находится внутри матери, то лучшее, что мы можем сделать – это обеспечить благоприятные условия, комфортную физическую привязанность, чтобы ребёнок не боролся в утробе за существование, а направил свою энергию на развитие. Тогда природа сделает своё дело, зародыш разовьётся и ребёночек родится. Счастье, что у нас до сих пор нету пособий по внутриутробному развитию и мы не озадачены ранним обучением младенцев в утробе дышать, кушать, спать и быть готовыми ко всему, что ждёт его снаружи.

Точно так же, при создании психологической утробы, самое лучшее, что мы можем сделать — это обеспечить условия. Мы не можем натренировать ребёнка быть самим собой, мы не можем его насильно повзрослеть, это — работа природы. Но мы можем создать и поддерживать надёжную и психологически комфортную привязанность ребёнка к нам, чтобы его мозг мог насытиться близостью, расслабиться и начать развиваться.

Статья была написана в 2012г. для журнала «Домашний ребёнок».

Ольга Писарик

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.