Противление – неосознанная сила

Каков самый надежный способ удержать человека от чего-либо? Заставьте его это делать. А каков самый надежный способ подвести его к чему-либо? Запретите ему это.

Это простое на первый взгляд положение, сформулированное психоаналитиком Отто Ранком (1884-1939) еще в 1906 году, до сих пор не находит должного применения в обычной жизни. А жаль, потому что противление является мощнейшей человеческой силой.

Научные исследования, проводимые с участием детей, вскрывают механизмы феномена противления: помещение подготавливается для игры и ребенок, участвующий в эксперименте, получает разъяснения относительно вещей, находящихся в помещении. В первой фазе ему говорят, что он может играть со всеми предметами, кроме одного. Эта игрушка не представляет собой ничего особенного и не имеет никаких специфических отличий – кроме того, что с ней запрещено играть.

Далее происходит то, что должно произойти: как только экспериментатор покидает комнату, ребенок принимается играть с запрещенным предметом.

Во второй фазе исследования детям отчетливо указывали на тот же самый предмет и представляли его как особенно интересный. Большинство детей после этого выбирали другие игрушки.

В следующей фазе детям предлагали вознаграждение за то, что они поиграют с этой “особенной” игрушкой . После этого ни один ребенок не стал играть этим предметом. Чем больше было вознаграждение, тем сильнее было отвращение к игрушке.

Необходимо учитывать, что во всех фазах эксперимента дети имели дело с экспериментатором, с которым у них не было никаких отношений; они познакомились с ним лишь поверхностно в день эксперимента. Для них он был чужаком. Противление детей в данном случае было спонтанной реакцией на “чужого злого дядю” – такого же, как те, к которым нельзя садиться в машину и у которых нельзя брать конфеты. Обычно дети даже без указаний родителей располагают этой естественной внутренней защитой, заложенной, возможно, еще в те древние времена, когда кража детей из чужого племени была обычным делом.

Специалист в области клинической психологии, бывший профессор Колумбийского университета Гордон Ньюфелд приводит пример из своей деятельности психолога в колонии для несовершеннолетних: молодые люди, совершившие тяжкие преступления вплоть до убийства родной матери, были обязаны учиться в школе. Добровольно они появлялись на занятиях крайне редко; речь зашла о санкциях и за советом обратились к психологу. Предложение Ньюфелда стало неожиданностью для руководства колонии: подросткам следовало запретить доступ к занятиям. Разрешение участвовать в учебной программе могло быть выдано в порядке исключения после рассмотрения письменного заявления. 30 юных преступников не заставили себя ждать: в самом скором времени поступили 30 заявлений – и довольных учеников. Они продемонстрировали взрослым: такие сильные, несгибаемые подростки не позволят лишить себя права на образование.

Несколько лет назад в одном журнале появился комикс с подростком, бродящим по лугу, с сигаретой, свисающей из уголка рта. Везапно на краю луга появляется большой плакат с обращением к населению: “Внимание, внимание! Нюхание одуванчиков крайне опасно! В прошлом году 403 769 человек скончались от последствий нюхания одуванчиков. Министерство здравоохранения предупреждает: нюхание одванчиков вызывает повреждение легких, способствует развитию тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, ведет к раку легких, импотенции, разводам и внезапному обезглавливанию. Ради Бога, ни в коем случае не нюхайте одуванчики. Вуди Аллен также утверждает: “Раньше я часто нюхал одуванчики и посмотрите, на кого я теперь похож. Еще раз, чтоб было понятно: НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА не нюхайте одуванчики!!! Это определенно приводит к смерти!” Внизу пририсован скелет, с наслаждением нюхающий одуванчик. После этого наш герой замечает скромный цветочек, растущий на обочине. При более внимательном рассмотрении он узнает тот самый опасный одуванчик – уже в следующее мгновение он жадно его нюхает.

Во время крупных кампаний против СПИДа и наркомании в школах проводились исследования, которые доказали: после подробных разъяснений, проведенных специалистами по борьбе с наркотиками и уходу за больными СПИДом, в тех классах, где проводились беседы, возрастала частота употребления наркотиков и снижалась частота использования презервативов при сексуальных контактах. Вспомним также предупреждения на сигаретных упаковках и ежегодные предрождественские кампании против СПИДа!

Являются ли таким образом предупреждения нашим подопечным контрапродуктивными? Должны ли взрослые закрыть глаза и позволить детям разгуливать по лезвию ножа или даже сознательно подвергать их опасности?

Гордон Ньюфелд точнее объясняет механизм противления. Предупреждающие сигналы, безусловно, воспринимаются – но только от тех лиц, с которыми предупреждаемый имеет хорошие отношения, которым он доверяет. Если мнение собеседника вас не интересует, то у вас с ним слабая привязанность. Если же связь с собеседником прочна, то предупреждения, разумеется, будут восприняты всерьез. Ребенок не побежит на дорогу, подросток воздержится от употребления наркотиков – если они не блуждают по миру как потерянные, а держатся за хорошие отношения со старшим человеком, который служит им примером и ориентиром.

Поэтому предупреждающие плакаты не только абсолютно недейственны, но даже – из-за их безличности – в высшей степени контрпродуктивны. Следующий за этим вывод напрашивается сам собой: предупреждающие надписи на сигаретных пачках имеют такой рекламный вид именно потому, что специалисты по маркетингу в курсе фатального влияния угроз? Кто знает…

Для детей и подростков надежная привязанность к основному опекающему взрослому – это наилучшая защита от опасностей этого мира. О том, кто является основным опекающим взрослым, можно легко судить по тому, как воспринимаются требования. Противление – превосходный инструмент для измерения силы привязанности: к нашим словам прислушиваются? Слова учителя имеют значение? Сказанное принимается или все, что говорят взрослые – чушь? Худшее, что происходит сегодня – подростки больше не ориентируются на подходящие ролевые образцы, им достаточно их ровесников. Когда же ровесники входят в роль воспитателей и им вручают бразды правления, подобная вынужденная коалиция оказывается в тупике. Когда слепой ведет хромых, а их опекун наблюдает за тем, как они приближаются к пропасти, это не имеет ничего общего с ответственным поведением.

Родители, воспитатели и учителя должны выполнять свою задачу. Они должны – в прямом и переносном смысле – играть в жизни детей важную роль, чтобы предложить им ориентир в информационном хаосе сегодняшнего мира. Но эта роль не сваливается с неба прямо в руки родителям, и учителя не приобретают лидерских способностей автоматически при сдаче госэкзамена. “Работу над отношениями” следует понимать буквально: это работа и задача взрослых – не бросать детей, не оставлять их без помощи.

Фрайбургский психолог Йоахим Бауэр рекомендует отцам вставать утром на полчаса раньше, чтобы спокойно позавтракать со своими детьми. Это доказуемый эффект: когда люди чувствуют, что на них обращают внимание, их самооценка растет. Они становятся более уверенными в себе. Если же дети с самого утра остаются одни, день начинается плохо. “Я не стою даже того, чтобы папа встал утром и спросил, как у меня дела, посмотрел мне в глаза и дал понять, что мне рады в этом мире”.

Детям и подросткам цивилизованного мира слишком редко дают понять, что они нужны и важны. Они ценятся в лучшем случае как “потребители”. Учитель 35 учеников мог бы с легкостью отказаться от половины из них, и его подопечные это чувствуют. И жестко контролируемое обязательное школьное образование не делает процесс обучения легче. К сожалению, мы еще весьма далеки от системы образования, при которой детям было бы позволено исследовать мир, следуя естественной познавательной активности.

“Я не могу ничему его научить, потому что он меня не любит”
(Аристотель об ученике, которого он только что отослал домой).

Автор: Mark-Stefen Kraft

Перевод с нем. – Александра Будницкая

Переведено для сайта alpha-parenting.ru

Источник

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 thoughts on “Противление – неосознанная сила

  1. Татьяна

    Самый простой ключ ко всему. Как сделать так, чтобы, наконец, все это поняли?
    Как донести это до учащихся пед вузов?

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *