Почему родители ведут себя агрессивно

Здесь пойдет речь о поведении родителей в общем и целом хороших, любящих, не находящихся в ситуации острого стресса. Поэтому за скобки будут вынесены такие ситуации как:
– женщина родила ребенка, чтобы выйти замуж (или чтобы отстали родственники), а сама его ненавидит;
– родители – люди психопатического склада, с садистическим компонентом, или вообще слабо способные к сопереживанию, считающие ребенка вещью, собственностью, частью себя;
– родители, проявляющие агрессию изредка и ситуативно: сильно испугались, очень уж неподходящий момент (опаздывают, нарядились на важную встречу и т. п.)
В первых двух случаях все настолько плохо, что частность вроде реакции на падение ребенка ничего существенно не изменит и нет смысла это обсуждать.
В последнем случае все в целом хорошо, и ничего, в общем, страшного не случится, если раз-другой родители сорвутся. Лучше бы не надо, конечно, но идеальных родителей никто никому не обещал.

Кроме того, могут быть названы следующие “пружины” агрессивного поведения взрослых:
– общее психическое и физическое истощение, вызванное усталостью, бедностью, постоянным стрессом, долгой болезнью ребенка или собственным недомоганием. В эту категорию также часто попадают приемные родители в период адаптации ребенка в семье, потому что это очень энергозатратный процесс;
– автоматическое воспроизведение модели поведения собственных родителей. Даже если этой моделью вообще-то недовольны и хотели бы от нее избавиться, альтернативные модели приживаются с трудом, поскольку требуют постоянного контроля разумом;
– тревожность, мнительность, постоянный страх, что с ребенком что-то случится; желание предотвратить для него любые неприятности и страдания, часто связанное с неспособностью переносить плач ребенка;
– сильное, хотя и размытое, чувство вины не вполне понятно перед кем; фантазии о том, что другие осудят, накажут, возможно, отберут ребенка или причинят ему вред, потому что он “мешает”, “не такой как все”; страх, что тебя и/или ребенка “отменят”, словно кто-то решит, что лучше бы вас не было.

При всем разнообразии этих ситуаций в них есть важная общая черта: в каждой из них родитель как бы не является взрослым. Он не справляется с жизнью (истощение и тревога), он не является хозяином самого себя (автоматизмы и вина). Он вынужден выполнять роль родителя, взрослого, ответственного, сильного, тогда как его внутреннее состояние противоречит этой роли, у него нет ресурса для ее выполнения.

В последние десятилетия сформировалось странное представление о том, что детей растить дико тяжело. При том, что в семье обычно один-два ребенка, есть детские сады, няни и машинки-автоматы – это очень, порой невыносимо тяжело. Такое неадекватное восприятие может говорить об одном – сама роль родителя дается тяжело.

Либо это роль беспомощного, страдающего, изнемогающего родителя, который “жизнь кладет” – то есть страдать ему полагается по сценарию, иначе “какаяжетымать” и все не в счет. Подобное представление встречается все реже, лидируют по этой части все же мамы нынешних молодых родителей (об этом говорилось в «Травме поколений»). Порой не наблюдается никакой реальной связи с тяжелым материальным или бытовым положением: кому-то легко – в общем и целом легко, поскольку многое, конечно, непросто, особенно если с четырьмя детьми в тесной квартирке и с маленькими доходом, – а кто-то падает с ног от бремени родительства – не притворяется, а реально устает и доходит до нервного истощения, даже пребывая на курорте в отеле “все включено”, да еще с няней.

Причиной подобной усталости может быть то, что роль родителя создается “в голове”: не усваивается естественным образом в раннем детстве, а выстраивается в уже сознательном возрасте на основе критической оценки поведения собственных родителей, чтения книг, фантазий, мечтаний, убеждений, решений и т. п. Такая роль может быть прекрасна по замыслу и содержанию, но она отличается от роли живой, природной так же, как нежное комнатное растение – от живучего придорожного куста: чуть что не так, сразу не хватает ресурса. И вот образ роли уже „не справляется“, блекнет, отступает, а оставленные позиции гордо занимает чертополох усвоенных в собственном детстве “Сейчас получишь!”, “Ты что, совсем идиот?!”, “Зла на тебя не хватает”, “Ты меня в могилу загонишь” и пр.

Вообще несформированность нормальной родительской роли, позиции, состояния – ее еще называют позицией властной заботы, а Ольга Писарик, опираясь на психологию привязанности, называет ее “заботливая альфа” – бросается в глаза всякому, кто наблюдает за обычными родителями на улице или где-нибудь еще. „Проседают“ либо составляющая “забота”, когда общение с ребенком небезопасно для него, не является оберегающим, помогающим, решающим проблемы, – либо составляющая “власть”, когда ответственность за происходящее передается ребенку, а взрослый демонстрирует беспомощность, либо обе сразу, что особенно неблагоприятно.

Один из примеров. Четырехлетний мальчик не слушался: на пляже он хотел не сидеть на коврике в полотенце, как считала нужным мама, а бегать по песку вокруг. Сидя на этом самом коврике с полотенцем в руках и даже не пытаясь ничего сделать, мама громко вопрошала: “Нет, ты скажи, мне что, ремень с собой на пляж брать? Тебе дома мало? Прямо здесь тебя лупить, да, чтоб ты слушался?” Потом она повернулась к своим знакомым на соседнем коврике и так же громко (ребенок слышал) начала говорить им: “Ну, прямо не знаю, что с ним делать. Уже и луплю его, и в угол ставлю, объясняю, что надо слушаться, а он все равно. Замучил меня. Больше не возьму его на море, пусть дома сидит,” – говорила она без особого отчаяния и даже с некоторым кокетством.

Что мы здесь видим? Родитель, с одной стороны, проявляет полную беспомощность: он делегирует ребенку – довольно маленькому – решение о том, слушаться или нет, и даже решение о том, где и как его, ребенка, наказывать. Он прямо озвучивает свою беспомощность и в качестве единственного выхода называет отделение от ребенка (не возьму с собой), то есть заявляет, что с ролью родителя не справляется и собирается ее оставить (пусть временно). При этом заботы о ребенке тоже не наблюдается, хотя, наверное, мама считает, что она заботится, стремясь завернуть подвижного мальчика в полотенце и усадить неподвижно. Потребности ребенка ее не интересуют, она готова прибегнуть (и прибегает, видимо) к жестокому обращению, а уж эмоциональная безопасность ребенка, про которого весь пляж услышал, что его “лупят, а ему все мало”, вовсе не принимается в расчет. Мальчик, видимо, привык и делал вид, что не слышит, никак не реагируя на призывы и угрозы матери. Можно только представить себе их отношения в его четырнадцать и пожалеть обоих. Слушаться он ее не будет, что можно понять, обращаться к ней за помощью тоже. Он один на свете, и она одна. Между тем, в ее картине мира она хорошая мать – воспитывает, следит, чтоб не простыл, возит на море и вообще “я ему все время объясняю”. И она его любит, конечно. Жизнь за него отдаст, если потребуется, нет сомнений. И она не психопатка, не садистка, и не в запредельном стрессе. Просто вот такая у нее родительская роль, очень неудачной модели. А другой нет.

Примеров с проседающей заботой великое множество. Дети, переживающие трудности, страдания и даже опасные для здоровья состояния, не обращаются к таким родителям за помощью, поскольку знают, что вряд ли ее получат. Родитель для них вообще с заботой не ассоциируется, в лучшем случае – с безразличием, в худшем – с угрозой. Причем, как уже говорилось, сами родители нередко пребывают в полной уверенности, что “сделали для ребенка все”. Дело в том, что под “заботой” имеется в виду не “делать то, что тебе кажется нужным”, а “делать то, что действительно нужно твоему ребенку”. А это две большие разницы. Поэтому бывает, что у гиперопекающих с точки зрения постороннего наблюдателя родителей дети растут с ощущением заброшенности и ненужности. Хотя на них “жизнь положили” – и не фигурально, а прям вот всей тяжестью.

Проседающая властность также встречается сплошь и рядом. Чего стоит наша любимая манера общаться с детьми риторическими вопросами: “Нет, ты будешь наконец нормально себя вести?”, “Тебя что, отшлепать?”, “Ты чем думал, когда это делал?”, “Ты почему мне врешь, я тебя спрашиваю?”, “У тебя вообще совесть есть?” Ну откуда ребенок может знать, есть ли у него совесть или почему он сделал то, что сделал? А уж вопрос “отшлепать ли тебя” – это полный сюрреализм, если вдуматься. Из этой же серии все виды демонстрации беспомощности: “Я просто не знаю, что с ним делать”, “Ты меня в гроб загонишь”, “Я больше не могу”, “Чтоб я еще раз с тобой куда-то пошла” и пр., и пр. Можно и невербально это делать – охи, вздохи, стоны, закатывающиеся глаза. Пить корвалол.

Отдельное сильное средство – вопросы к ребенку типа “Ты меня любишь?”, жалобы на “Что ты такой неласковый” и просьбы, а то и требования “Пожалеть мать”, “Уважать родителей”, “Ценить, что мы для тебя делаем” и т. п. Это значит, что ребенок назначается ответственным за свои отношения со взрослыми, за глубину и прочность связи между ними, за их будущее. Особо умелые ухитряются назначить ребенка ответственным даже за отношения в паре супругов, но это уже отдельный кошмар.

Особенно болезненные для детей варианты, когда плохо и с заботой, и с “альфовостью”, происходят с участием третьих лиц. Это все случаи, когда мы вместе с врачом начинаем стыдить ребенка за то, что он боится делать укол, или напускаемся на него в присутствии учительницы, которая его ругает. Детьми такие ситуации трактуются однозначно: их сдали. Родитель и сам боится, и ничего сделать не может, поэтому пожертвовал “менее ценным членом экипажа”. Дети обычно не протестуют – они ж в курсе, что они менее ценные. Просто переживают опыт “ухода земли из-под ног” и навсегда запоминают, что ни на кого, даже на любящего родителя, положиться нельзя.
Проседающая забота часто политкорректно называется “строгостью”, а проседающая властность — “либеральным воспитанием”.

Людмила Петрановская [info] ludmilapsyholog

Фото Clarence Williams

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

14 thoughts on “Почему родители ведут себя агрессивно

  1. Анна

    Риторические вопросы – это мое любимое. Даже если они относительно безобидны, они не дают ребенку никаких четких направлений, а просто выносят мозг. У детей нет таких способностей к рефлексии – это раз, да и вопросы эти бессмысленны.

    Reply
  2. Антон

    Невероятно расстраивает неумение людей понимать детей даже когда последние прямым текстом заявляют, чего хотят.

    Reply
  3. Надежда

    Вымученная статья и нереальные ситуации. Насчет легко ли растить – двадцать лет назад дети сами ходили из школы и свободно гуляли во дворе. А теперь ребенок – значит с ним надо быть кому- то лет до двенадцати.

    Reply
      • Диляра

        Как это в чем? Не надо быть сумасшедшей мамой, чтобы знать, что к огромному сожалению, выпускать детей одних (одного) сейчас очень опасно, в связи с возросшим количеством преступлений относительно этих самых детей. Я восьмидесятница, и то за мои 30 лет, я несколько раз была в серьезном риске, который очень травмировал мое сознание и психику. К сожалению, работать с этим придется всю оставшуюся жизнь. Необходимо ребенка обучать обороне, и фактически, взращивать хорошую долю недоверия к окружающим, так как именно от “безобидных” на вид людей чаще всего и получаешь стресс.

        Reply
        • екатерина

          то есть, водить за ручку в школу и на прогулку до совершеннолетия?
          почему количество преступлений возросло? и в моем детстве меня боялись отпускать, потому что маньяк объявился. и лифте с эксбиционистом я как-то попалась. неприятно, страшно, противно, но не смертельно. с тех пор с незнакомыми в лифт я не садилась. и меня родители всячески информировали о том, что нельзя общаться с незнакомыми, садиться в машину, идти в гости и т.д. это было и в нашем с вами детстве. просто об этом не трубили на каждом углу.
          не преувеличивайте проблему. от всего на свете невозможно защитить. а ребенок рискует вырасти неврастеником. потому что мир опасен-опасен-опасен и жить в нем страшно-страшно-страшно!!!!

          Reply
        • Мрия Войчук

          *с возросшим количеством преступлений относительно этих самых детей* Сильно сомневаюсь. Насчет того, что их стало больше в фокусе внимания – соглашусь, а вот в реальности – вряд ли. Мои дети плавно размазаны по пространству в 20 лет (от 90-х до сегодняшнего момента) – и ко всем в целом у меня единый стандарт – они самостоятельно гуляют возле дома с 5 лет, по району – с 7 лет. В школу – сами. Лет с 12-14ти саамостоятельно передвигаются по городу. С 14-ти имеют опыт работы. Трое уже выросли во вполне адекватных взрослых.

          Reply
  4. ekaterina

    Очень полезная статья. Сама постоянно борюсь с заложенными родителя сценариями по отношению к собственному ребенку. И иногда (устала, заболела) все равно срываюсь. Здесь все правильно описано. Просто важно каждый раз не искать себе оправдания, а найти для себя другой выход агрессии в стрессовой ситуации, а не срываться на собственного ребенка

    Reply
  5. amberbloom

    Да, порой трудно сдерживать эмоции, когда всю ночь вскакивал к детской кроватке. Деток жалко, но маме, которая 24 часа с ребенком, у которой нет помощи от родственников порой просто некуда этот стресс спустить.

    Reply
    • Татьяна Савченко

      Дык секрет не в том, чтобы сдерживать негативные эмоции, а в том, чтобы их было чем уравновесить (“но я ребенка люблю, потому не хочу делать ему плохо”) или же создать свой список социально-приемлемых способов выплеска агрессии.

      Reply
  6. Наталья

    а мне одной неинтересны статьи, в которых подробно размусоливаются очевидные чужие ошибки, и не предлагается ни одного варианта “что делать”???

    Reply
    • Olivia Brown

      Никакого решения в этой статье нет. Лишь обозначена проблема… Легко указать на чужие ошибки…А решение, решение то где?! Как воспитывать?!

      Reply
    • ojulia

      Так ведь часто понимание “откуда ноги растут” уже и есть решение. Я анализириую свои “срывы”, вижу причину и занимаюсь “профилактикой” на будущее: составляю списки фраз, которые меня выводили из уст моих родителей и так, со стороны; принимаю меры, чтоб не доводить себя до крайнего истощения; заключаю сама с собой “контракт” о фразах-табу; …

      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *