Новое – это хорошо забытое старое или тернистый путь построения культуры “детовзращивания”

DSC_0587.jpg

Утраченная культура “взращивания” детей

Сегодня на родительских фронтах идет невидимая стороннему взгляду война. Лагеря противников неистово спорят, доказывая свою правоту, не гнушаясь, зачастую, поливать друг друга грязью. Совместный сон или раздельный? На боку, животе или на спине? Самостоятельное засыпание или нет? Грудь или бутылка? Прививкам да или нет? Строгость или любовь? Раннее развитие или анскулинг?.. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Все подобные баталии вызваны тем, что культура “взращивания” детей вообще и ухода за младенцами в частности давно утрачена, а также попытками ее возрождения. О детях написаны тонны и тонны литературы. И она такая разная… Наука проводит исследование за исследованием, чтобы разобраться в вопросе. И, как ни прискорбно, далеко не все они имеют хоть какое-то отношение к живым детям.

Ненормальные нормы

Ребенок должен есть раз в три часа. Ребенок должен набирать по 600-800 гр каждый месяц. Ребенок должен спать всю ночь. Ребенок должен лежать в коляске. Ребенок должен есть 200 гр каши. Ребенок должен в 6 лет уметь читать, писать и считать. Должен, должен, должен… Знакомо? И за всеми этими “должен” настоящего ребенка с его собственными потребностями частенько просто не замечают.

подростки

Возвращение к истокам

Но все больше и больше людей не хотят следовать мейнстримным взглядам на воспитание детей. Свидетельства этого – западное движение Attachment parenting (с ним можно ознакомиться, например, в работах Ж. Ледлофф, У. и М. Сирсов, И. Бауэр) и его аналог на постсоветском пространстве – естественное родительство (вышедшее из “Рожаны”), распространение идей теории развития на основе привязанности (азы которой изложил Дж. Боулби, а развил Г. Ньюфелд) и других гуманистических направлений.

Популяризуется ношение младенцев на руках и в слинге, длительное грудное вскармливание, совместный сон, высаживание, естественный прикорм, внимание к потребностям детей. Растет понимание возрастных особенностей развития. Родители пытаются выстраивать хорошие отношения со своими детьми, а не только думать о том, “чтобы хорошим человеком вырос” и “перед людьми не стыдно было”. Необходимость всеобщего обязательного среднего образования ставится под сомнение все увеличивающимся числом хоумскулеров и анскулеров.

Нужны ли консультанты?

На этой волне появились новые профессии: такие как консультанты по грудному вскармливанию и слингоконсультатнты. В идеальном мире такие специалисты однозначно были бы не нужны, потому что каждая новоиспеченная мама могла бы обратиться за советом к опытной подруге, соседке, старшей родственнице. Но в реальности все эти потенциальные советчики часто вообще не имеют необходимого опыта. Казалось бы, консультанты, могут их полностью заменить. Но на самом деле все не так просто.

Вот эти опросы в Интернет-сообществах [info]lyalechka и [info]malyshi показывают, что далеко не всегда консультанты могут оказать необходимую поддержку и помочь в разрешении проблем. По результатам опроса консультанты помогли наладить грудное вскармливание 76,2% и 53,4% опрошенных в [info]lyalechka и [info]malyshi соответственно (что закономерно). Позитивный опыт от обращения к консультантам имеют 83,7% и 49,3% респондентов. Одновременно с этим 16,2% и 39,7% не смогли решить проблемы, а 3,1% и 11,0% получили негативный опыт от общения с консультантами.

Опрос_консультатнты_Лялечка

Опрос в [info]lyalechka

Опрос_консультатнты_Малыши

Опрос в [info]malyshi

Вот такие мнения высказывают сами женщины:

Позитивный опыт

“Мне очень помог! Просто спас. Приехала в 8 вечера, потому что уже рыдала от боли и не могла кормить, почему-то терпела до последнего, и надеялась, что сама справлюсь. Показала мне удобные позы для прикладывания, посоветовала мази для быстрого заживления”.

“Я совершенно случайно обратилась к хорошему консультанту, она очень помогла. Основная помощь была в том, чтобы справиться с состоянием истерики “я принадлежу к тому 1%, у которых и правда ничего не получается””.

“Да, консультант меня спасла. Я сама даже по картинкам понять не могла, правильно ли я прикладываю:)) но суть была не в этом и без консультанта я наверно не справилась бы. возможно мне бы подсказали в [info]lyalechka, но вряд ли бы я правильно сформулировала вопрос”.

“Консультант помогла справиться с лактостазом и отказом ребенка от груди грамотной консультацией по телефону”.

“Меня конс спас при сложной ситуации, когда хирург-маммолог собирался прописывать достинекс и резать, ставить дренаж. Только благодаря этой девушке я избежала операции и кормила потом еще почти полтора года. И она помогла сохранить и наладить ГВ всем, к кому её направляла”.

Нейтральный опыт

“Написала “другое”, т.к. не считаю общение с консультантом безрезультатным. Узнала много интересного и полезного. Но переломить опасную ситуацию и не сдаться мне все же помогла [info]lyalechka. А консультант звонит раз в месяц, обновляет доя меня информацию, что мне безумно нравится!”

“Я общалась аж с 8ю консультантами.

1 – морально поддерживала, предлагала решение за решением, все они были неэффективными, сильно повысила мою тревожность.
2 – прописные истины, осталось ощущение зрабатывания денег и только.
3 – ей такой случай неинтересен, отправила к коллеге.
4 – загнала в психологические дебри, когда проблема была в другом.
5 – неэффективные советы, из-за нее развился комплекс вины.
6 – насоветвала такого, что выполняй мы ее советы, сейчас бы были на ив.
7 – развела руками – “кормите как кормится”.
8 – копала вместе со мной, пока не докопалась до причин, пробовала разные решения, проблему полностью устранить не удалось, но помогла выбраться из кучи заморочек, куда меня загнали предыдущие, успокоиться, вселила уверенность, научила саму управлять ситуацией”.

“Написала “другое”, потому что видела 4х консультантов, 3 из них не сделали ничего и сказали, что у дочери короткая уздечка и надо подрезать, поехали подрезать (она дет. врач и консультант по ГВ), сказала что никакой проблемы нет и за 5минут показала и научила прикладавать ребенка к груди. Так спрашивается, какие тогда эти 3 консультанта? По этому мое мнение, что хороших очень мало, а вот халтурщиков очень много”.

“Выбрала Другое в оценке опыта, потому что сначала он был крайне негативный (пришла консультант, проблему не решила, загрузила мозг ерундой какой-то, обвинила во всем подряд. Но! На следующий день она пришла вдвоем с другой, которая имела опыт по моей проблеме и они ее таки решили). Поэтому негатив был еще какой, но проблему в итоге решили, без них я бы сломалась и не кормила”.

“Вызывала, т.к. в роддоме ни разу не показывали, как приложить к груди, поэтому захват был не очень правильным. В этом она помогла, в остальном – напугала страшилками про лактокризы, дала совет давать на этот период смесь, а самой пить лактогонные препараты. К счастью, есть Интернет”.

Негативный опыт

“Нам, к сожалению, консультант не помогла, скорее наоборот – я получила шанс заработать сколиоз. Спасибо педиатру, которая, ужаснувшись моей позе при кормлении, за 5 минут показала как надо и посоветовала забыть все то, чему консультант обучала нас на курсах и что она режиссировала нам на дому. Кормление ребенка стало приятным делом, особенно учитывая, что ребенок на груди первые месяцы висел по пять часов”.

“Нет, не помогло. Пришла тётя, которые за мои 2 тыщи поработала Капитаном Очевидность – вот так дайте грудь, ребенок должен насадиться на сосок, ой, чойта он так не берёт? Прикладывайте по требованию, рано или поздно(!) ребенок начнет нормально есть, взвешивайте сколько он пописал, – а до того, видимо, надо было сойти с ума от постоянного голодного крика”.

Мое мнение по поводу консультантов такое. Они могут принести определенную пользу на данном этапе (и приносят, причем немалую, что видно из опросов), когда вся эта культура только начинает возрождаться при этом не стоит забывать, что не все консультанты одинаково полезны. Многие идут в консультанты потому, что искренне хотят помочь другим женщинам в сложных ситуациях. Работая, порой, на голом энтузиазме. Все это сложно недооценивать.

Но на перспективу – это путь в никуда, тупик. Система (как и многие другие системы) со временем сама губит все благие начинания. И те, кто внутри, не могут это изменить, не смотря на сколь угодно замечательные личные качества и стремления. Специалист – он на то и специалист, чтобы знать, как нужно правильно. Но в жизни все не бывает так однозначно, и правильных вариантов куда больше одного. Поэтому гораздо эффективней помощь по принципу групп поддержки, где взаимодействие происходит на равных, а не сверху вниз, от специалиста к матери. Такая организация наиболее приближена к идеалу, когда женщины могут найти поддержку и помощь у своих близких. А к помощи специалистов можно прибегнуть в действительно очень сложных случаях.

Виктория Довбня

Фото Лизаветы Шефер

фестиваль Института Ньюфелда

2 thoughts on “Новое – это хорошо забытое старое или тернистый путь построения культуры “детовзращивания””

  1. Алексей Пожаров:

    Хоть статья аж за сентябрь 2013 года, но я все равно оставлю комментарий.
    Я не могу согласиться с выводом автора статьи Викторией Довбня. С учетом приведенной ею же самой статистики вывод ее мне кажется неадекватным: в 76,2% случаев консультанты по ГВ помогли, а в 83,7% случаев был положительный опыт общения с консультантом. И при этом автор пишет – “это путь в никуда, тупик”.
    Правда, я не понял в чем разница двух сообществ “Лялечка” и “Малыши”. Может кто объяснит?

    Похоже, что сам автор не понимает разницы между консультантом по ГВ и “советчиком” на форуме в сообществе.
    С консультантами по ГВ мы с женой познакомились, когда нашей дочери было 1,5 года (бесплатный вебинар о кормлении после 1 года). До этого момента у нас не было необходимости обращаться за помощью к консультантам – ответы на беспокоящие вопросы мы получили из книги Сирз. В остальном нам, возможно, повезло (при этом теща свою дочь кормила всего лишь 3 месяца грудью, т.е. опыта почти никакого).
    А вот потом нам ряд вебинаров по ГВ был очень полезен. Плюс один раз позвонили консультанту из группы поддержки ГВ из АКЕВ, когда жена заболела ангиной и необходимо было выбрать антибиотик и получить моральную поддержку в возможности сохранить ГВ (вызванный на дом врач-терапевт подняла панику вынесла вердикт, что надо закончить ГВ). Правда, в итоге использовали антибиотик растительного происхождения, который нам рекомендовала наша знакомая педиатр-фитотерапевт (она тоже на тот момент была кормящей мамой, кормила тандемом) и именно она нам рассказала о консультантах по ГВ.

    Звонок консультанту – более быстрое решение вопроса, нежели ждать ответы на форуме, а потом их фильтровать на адекватность.

    Основная разница между консультантом по ГВ и “групп поддержки, где взаимодействие происходит на равных” в том, что в первый имеет опыт работы с разными мамами и детьми в разных ситуациях, а второй – только лишь свой личный опыт и знание историй своих знакомых и подруг. Кроме этого, консультанты на профессиональном уровне занимаются изучением вопросов ГВ. Пример – Ирина Рюхова. И уровень их знаний и опыта растет все больше и больше.
    Я очень сомневаюсь, что обычные мамы будут сидеть и шерстить интернет-ресурсы о вопросах лактации и других аспектов ГВ чисто для своего собственного общего развития, чтобы раз в месяц/полгода/год дать хороший совет подружке или на форуме.

    “женщины могут найти поддержку и помощь у своих близких. А к помощи специалистов можно прибегнуть в действительно очень сложных случаях” – это случится, боюсь, ооооочень не скоро. Может лет эдак через 50-100, думаю. Я делаю такой вывод на основе того, что молодые мамы не хотят прислушиваться к рекомендациям консультантов по ГВ, а слушают больше подружек, у которых у самих не очень получилось с кормлением (и при этом они не сопоставляют такие советы с негативным опытом подруги), и врачей слушают, которые не изучают вопрос лактации в институтах. Хотя, недавно Ирина Рюхова в своей рассылке присылала статистику о доверии мам консультантам и врачам в вопросах ГВ (http://subscribe.ru/archive/home.children.gvconsultant/201312/30192750.html – внизу страницы)

    p.s.: по поводу негативного отзыва о консультанте по ГВ (“Нам, к сожалению, консультант не помогла,…”) хочется сказать, что он не похож на правдивый отзыв – уж слишком замечательный педиатр описан здесь. Может кто-то из читающих статью сказать мне – как и сколько часов посвящено в мединституте на кафедре педиатрии вопросам ГВ и правильному прикладыванию?

  2. Евгения:

    Возможно нам повезло, лялик брал грудку с удовольствием, а т.к. я в дополнение ознакомилась с творчеством У. М. Сирс и уже в процессе кормления узнала что да как, то проблем не возникало. За что им отдельную благодарность могу высказать, так как то, что пояснили про необходимость носить столбиком (хотя таких обильних срыгиваний никогда не было у дитя, а только лишь воздух мог выпустить) мне сильно облегчило жизнь (ну а что, поносишь лялю ночью 5-10 минут после перекуса, зато он спит и не ревет от распертости желудка воздухом). Ну и был момент, когда я ему роточку пошире говорила открывать))) и пальчиками помогала))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *