О творчестве «особых» детей – 1

от editor

Родителям особых детей, конечно, приходится не сладко. В жизни их детей, к сожалению, зачастую гораздо больше боли и ограничений, чем в жизни здорового ребенка. Операции, болезненные или просто пугающие медицинские манипуляции, да вообще частое посещение врачей, которое так не любят дети, бесконечные разговоры о болезни, подрывающие чувство безопасности, необходимость болезненных, просто «нелюбимых» процедур, осуществляемых родителями, безусловно, делают укрепление привязанности не таким безоблачным и легким, добавляют неизбежные тщетности, которые необходимо выплакивать.

Недостаточная поддержка государства, необходимость отказаться от работы и сидеть с ребенком, в связи с этим как минимум финансовые трудности, накапливающийся стресс и усталость – все это съедает остатки внутренних ресурсов на то, чтобы жить полной жизнью и обеспечивать ребенка заботой и любовью в необходимом объеме… К сожалению, такова реальность многих родителей особых деток сегодня, и лишь у единиц хватает энергии этому противостоять и не опускать руки, отказываясь от жизни в пользу выживания.

Но природа мудра, и она позаботилась о том, чтобы ее дети смогли адаптироваться тогда, когда не могут изменить ситуацию. Адаптироваться не значит смириться и перестать желать лучшего. Это значит перестать расходовать свою энергию на борьбу с ветряными мельницами:

• злиться на то, что все сложилось так, как сложилось;

• пытаться сделать из ребенка “нормального”, отрицать болезнь;

• видеть в этом положении дел Божью кару или сглаз;

• жалеть себя и ребенка;

• бояться будущего…

Адаптация помогает склонить голову перед тем, что сильнее нас, что невозможно изменить, и одновременно с этим, благодаря освободившейся от борьбы энергии, разглядеть то, что доступно нам, почувствовать свою силу. Увидеть своего ребенка – уникального и неповторимого, со всеми его ограничениями и «особостью», с его потребностями, с его любовью к нам и его потенциалом, увидеть в нем уникального и единственного в своем роде ЧЕЛОВЕКА, который пришел в этот мир именно таким. Чтобы перестать бороться с ветряными мельницами, необходимо принять тщетность этой борьбы.

Это не так просто, и происходит, как правило, через слезы. Гордон Ньюфелд называет это «выплакиванием слез тщетности». Иногда, когда тщетность невелика, мы выплакиваем ее символически, про себя, без настоящих слез. Но если тщетность большая, на примирение с ней могут уйти месяцы и даже годы, при этом с каждой новой волной накатывающего плача отчаяния будет наступать облегчение и расслабление. Подобно тому, как при физическом расслаблении мы перестаем тратить энергию на поддержание тонуса напряженных против нашей воли мышц, при выплакивании тщетности мы расслабляем «душевные мышцы», которые скованы противостоянием тому, что нельзя изменить.

Хорошо, когда есть кто-то, кто может разделить с нами эту непростую ношу, побыть для нас на время родителем, дать «поплакать на ручках», ведь став взрослыми, мы не перестаем быть детьми и по-прежнему нуждаемся в поддержке, защите, заботе. Возможно, такую поддержку могут дать ваши родители. Если у вас хорошие, близкие отношения с супругом/ супругой, вы можете по очереди быть друг другу таким заботливым родителем, давая передышку и возможность восстановить ресурс. Также на помощь может прийти психолог, что будет особенно кстати, если вы настолько истощены, что слезы высохли, и вы чувствуете апатию, безразличие, раздражение. Очень большую роль может сыграть общение с другими родителями особых детей, которые способны понять вас, как никто другой, и поплакать вместе с вами. Более того, может кто-то из них уже пережил эту тщетность и нашел в себе силы идти дальше, это может вдохновить и вас! Ну а помимо поддержки такое общение может быть полезным в бытовых вопросах и получении ценной информации. В настоящее время есть много интернет-форумов и сообществ по интересам, с них можно начать в поиске единомышленников, если в оффлайн-реальности вы их еще не встретили.

Итак, родитель, имеющий энергию жить, а не выживать – это главный залог того, что у ребенка будет энергия открывать для себя мир и познавать, исследовать его с удовольствием. Но особый ребенок может быть ограничен в возможностях исследования мира, и то, что у здорового ребенка происходит само собой, для особого ребенка требует вмешательства взрослого. Например, ребенок с ДЦП в раннем возрасте, скорее всего, не сможет самостоятельно передвигаться, а значит, в задуманные природой сроки не сможет исползать-ощупать-облизать окружающее пространство, что может сказаться на дальнейшем развитии. Впоследствии эти ограничения накапливаются, как снежный ком. Для того, чтобы этот ком в какой-то момент не “задавил” родителя и ребенка, лучше всего как можно раньше узнать об особенностях развития детей с подобными ограниченными возможностями здоровья и стараться компенсировать эти ограничения. Так, в вышеупомянутом примере с ДЦП хорошо, если родители в раннем возрасте будут много носить ребенка на руках – таким образом он будет получать двигательную пассивную стимуляцию, изучать пространство, плюс тесный телесный контакт будет укреплять привязанность. Возможно, вам чаще, чем родителям здорового ребенка, придется побыть в роли инициатора игры, показать ребенку модель поведения, тем самым запустив в нем творческий «двигатель», где-то вы будете доигрывать за него, подсказывать ходы в игре, только будьте внимательны и старайтесь этим не «спугнуть» его личную инициативу, даже если вам покажется, что она «не на уровне».

Вообще, сам факт того, что ограничений у особого ребенка физически много, уже накладывает свой отпечаток на проявление энергии дерзновения. Многие из нас, из раза в раз обнаруживая непреодолимое препятствие на своем пути, в конце концов сдадутся и перестанут даже хотеть куда-то идти, и лишь редкие энтузиасты не растеряют оптимизм, а это означает, что особые дети очень нуждаются в поддержке родителя для выплакивания всех своих тщетностей, потому что плакать легче на руках, чем в одиночестве, и для ребенка это просто необходимо. Именно родителю предстоит сочувствовать малышу и определять, какая тщетность ему по плечу, по возможности оберегая от слишком сильной, но не лишая той, что он может принять, потому что, как написано выше, через слезы мы адаптируемся к миру. А адаптация – это то, без чего очень трудно в нем существовать и тем более развиваться, и также то, без чего человек находится в постоянном неосознаваемом напряжении, которое может выражаться как психологически, так и соматически.

Итак, подведем итоги. Чтобы помочь своему особому ребенку развиваться через творчество, родителям следует:

• создать безопасную атмосферу, напитывать ребенка привязанностью;

• помогать ребенку выплакивать слезы тщетности, взять на себя ответственность за «дозировку» тщетности там, где это возможно;

• создавать специальные условия для развития ребенка, компенсируя его ограниченные возможности здоровья.

Для этого лучше всего проконсультироваться со специалистом, который имеет опыт работы с детьми с аналогичным заболеванием.

Надежда Монастырская [ljuser]4-soglashenia[/ljuser]

Фото автора

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.