О близости с детьми

от editor

Для меня самое главное в родительстве —  это близость. Беречь, поддерживать близость с ребенком.

И я сегодня для себя как-то четко вывела, из чего она у меня состоит, что мне важно. Для чувствования, что я даю все здоровые факторы своему ребенку.

Мне важно разговаривать с детьми. Это как бывает и с другими родственниками в семье. Бывает, что и с мужем со своим живешь вместе, а не разговариваешь. Про то, как дела на работе и что сегодня было, — пожалуйста, ежедневный вечерний моцион. А дальше утыкаемся каждый в свой экран и спать. Изредка от избытка энергии — премия на работе, день рождения свекрови с семейным банкетом — можно вечером и устроить «близость», физическую. Иногда даже, чуть-чуть на окситоцине, поговорить о том о сем, чуть глубже, чем «какдела» — типа, а поехали летом на море. А разговоров о том: что тебя впечатлило сегодня? а что ты думаешь о своей жизни? а что ты чувствуешь в связи с тем, что у тебя на работе? что у тебя на душе? — это более редкие вопросы.

С детьми мы тоже не всегда разговариваем, особенно, когда они взрослеют. Офис и школа — вечером валимся от усталости, завтра то же самое, выходные — дела по дому и отходняк в инете. Я гадкую картину описываю? Может, так не у всех, но тенденция определенно имеется.

И я поняла, что мне важно не разучиться задавать вопросы своим детям чуть шире, чем: «Как дела в школе?», «Что варить на ужин — гречку или рис?» и «Ты уже убрался в комнате?». Мне важно спрашивать: «Что тебя тревожит?» и » Что тебя радует?», «Что тебе особенно понравилось сегодня?» и «О чем ты мечтаешь?».

Мне кажется, именно в таких разговорах ребенка можно научить задумываться о том, что у него происходит в душе, и научить «работать» с этим — проживать чувства, обнаруживать потребности, находить решения проблем. Научить ребенка контакту с собой и словесному выражению себя — другому, близкому. Научить его близости с собой и с другим.
Мне видится идеальным для этих неспешных и интимных разговоров — покров темноты, перед сном.

И еще это отличный способ научить ребенка так решать свои проблемы и так реагировать, как нам бы хотелось ему это дать: свои ценности, свои этические и моральные нормы, свое мировоззрение. А может, и взять у ребенка что-то из его мировоззрения.

Еще вариант пассивного общения — это смотреть вместе мульфильмы, ролики на ютюбе, читать книги и ключевое — обсуждать это с детьми. Мы смотрели выступление фигуристов на Олимпиаде, смотрели ужасы беркута по отношению к майдановцам, смотрели вместе даже масяню и читаем обыкновенные хорошие детские книги. И так у нас получается и изучать новое, и говорить о политике, о ценностях человека, и про чувство юмора, и про пошлость, и про различные-различные ситуации. Мне стало нравиться не отключаться от детей за компьютером, а использовать это как возможность для сближения.

Мне важно есть всем вместе за столом. И обязательно(!) разрешать разговаривать во время еды))). Прием пищи — выработка окситоцина (привет Одену): каждый раз во время трапезы мы запечатлеваем друг друга с точки зрения привязанности, эдакий микроимпринтинг. Это и традиции, и семья вместе. Мне важно кормить детей вкусно и здорово. И при этом не безумствовать и все же разрешать любые вредности, чтобы потом в подростковом возрасте ребенок не «дорвался» до всей химии.

Мне важно окружать детей повышенным вниманием и заботой, когда они болеют. Мне важно не лечить их ничем, потому что я сохраняю так природные силы в их организме.

Мне важно гулять с ними и принимать гостей и ходить в них, напитываясь впечатлениями, не зацикливаясь друг на друге, набираясь совместного опыта, приключений. Сегодня вот в магазине разбили 16 яиц))).

Мне важно быть «легкой» в материнстве, не ставя между нами интеллектуализированные теории о развитии, привязанности, техниках воспитания и прочем, о чем надо думать. Мне важно чувствовать. Чувствовать, что чувствуют мои дети, каково им может быть сейчас. Помнить себя в детстве и свои чувства, ставить себя на их место.

Не оценивать их, не втискивать ни в какие «примерки», не растить из них умных или развитых, или уж тем более «хороших», «успешных» и «достойных» личностей. Мне важно вырастить человека человеком. Мне важно сохранить в нем человека, а не развить. То природное чувствование своего тела, своей души и своего… духа (дети ведь очень… «религиозны»), которое есть в нас изначально. Напитать их любовью и безопасностью, чтобы осталась и изначальная любовь к себе (дай то Бог, чтобы для них это было как воздух и не становилось ни тегом в соцсети, ни определенным вычлененным понятием), и любовь к другим, и к самой жизни. Чтобы была честность и близость — также — с собой, с родными и друзьями и с миром. Все остальное — приложится.

Марьяна Олейник

Источник

Фото из архива автора

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.