Обвинение

Я писала о вине и стыде. Теперь настал черёд третьего брата, обвинения.

Иногда нам понятно, кто виноват. В других случаях это совсем не ясно, особенно когда дело касается детей и подростков. Один из способов облегчения вины (сделал что-то не так) или стыда (со мной что-то не так) – сменить направление мысли на «Мне причинили вред».

Взгляд наружу вместо взгляда внутрь приносит облегчение: «Это не моя вина». Какой камень с плеч!

Собака съела мою домашнюю работу. Это она начала. Подлые организаторы подстрекали своих невинных последователей. Все это делают.

Но перевод стрелок – дело ненадёжное, и в ответ на обвинение быстро полетит встречное обвинение и отрицание.

Это не я начал, это он. Этого ребёнка испортили родители. Он был пьян. Я не знал, что происходит. Я просто следовал указаниям. Голоса в моей голове сказали мне это сделать.

Затем всё снова может пойти по кругу к вине и стыду, а также к новым контробвинениям.

Вам стоило это предусмотреть. Я видел, как ты это делал. На его мозг повлияли видеоигры. Это всё из-за его генов.

Таким образом, становится понятно, что вина, стыд и обвинение могут идти друг за другом, собирая тёмную энергию.

Нам следует рассмотреть здесь две стороны проблемы, сначала рассмотрим общество. Для того чтобы функционировать, все человеческие сообщества должны иметь систему борьбы с нарушениями своих ценностей. Задача по обнаружению виноватых забирается из рук тех, кто чувствует себя обиженным, или тех, кто считает, что общество не занимается нарушителями, чтобы, с одной стороны, предотвратить мученичество, а с другой – поиск козлов отпущения, самоуправство и линчевание, а также последующую атмосферу травли, чтобы (в идеальном случае) перейти от этого к рациональным процессам расследования, обсуждения улик, назначения ответственности и обсуждения последствий. Частью этого процесса является решение, какие члены общества неспособны взять на себя ответственность за свои действия: например, дети и умственно отсталые. Такие дискуссии могут быть сложными и полными различных деталей.

Очевидно, что общество отвечает за защиту своих граждан от тех, кто собирается продолжить наносить вред. Во времена зарождения человеческих обществ такие процессы ещё не были задействованы, невинных никто не защищал и возможность нанесения вреда не прогнозировалась. В некотором смысле, мы сейчас живём во времена зарождения нового общества, технологического. У нас ещё не выработались ценности насчёт того, как нужно использовать Интернет для социального взаимодействия.

Конечно же, многие события в нашей жизни являются случайностями или явлениями природы, в них нельзя кого-то обвинить напрямую (чья вина в извержении вулкана?).

Тогда фокус обвинения может сместиться на тех, кто не смог предвидеть это событие, – на их неспособность предупредить и защитить людей. Иногда обвинение не приносит успокоения, несмотря на идеалистические стремления к восстановлению справедливости. Иногда злодея невозможно найти. Иногда винить некого.

Доктор Ньюфелд и доктор МакНамара, обсуждая массовые беспорядки в Ванкувере в июне 2011 года, проанализировали факторы, которые приводят к неблаговидным поступкам, и показали, что система правосудия, к сожалению, не может преподать урок тем, кому в наибольшей степени необходимо учиться на своих ошибках и кто чаще всего попадает в неприятности.

Сказали бы вы в ответ на эти статьи, что винить нужно само общество? Или родителей? Можете ли вы взглянуть на эту трагедию и никого не обвинить?

Вторая часть – личность. Энергия обвинения огромна. Что даёт ей силу? Что поддерживает желание наказания и мести в человеческом сердце? Что питает этот праведный гнев, который заставляет нас забыть про сострадание? Что заставляет его переходить по порочному кругу в сокрушающую вину и стыд?

Люди с чёрствым сердцем не могут ощущать уязвимые чувства, они более склонны к обвинению. Вина и стыд – наиболее уязвимые из этих трёх чувств. Те, кого можно назвать более «воспитанными», чаще чувствуют вину. В некоторых случаях она может перейти в глубокую депрессию.

Источник этой энергии – глубокое ощущение в нашем эмоциональном мозге, эта эмоция может накапливаться, и если она не получает выход, то она может заставить вулкан извергаться, как это делает лава. Её невозможно контролировать, пытаясь её сдерживать, давление будет продолжать нарастать.

Эту эмоцию легко понять, она также вызывает вину и стыд в тех, кто обычно способен нести ответственность за свои поступки. Что это?

Это всего лишь фрустрация. Всё вышло не так, как хотелось или как предвиделось. Фрустрация касается всех мелких событий, которые не случились так, как они задумывались, это относится и ко всем большим событиям. Включая наши потери…

Чем фрустрация отличается от гнева? Мы часто говорим, что человек охвачен гневом, но на самом деле мы имеем в виду случаи, когда он полон токсичной фрустрации. Гнев – это сознательный ответ на ощущаемую несправедливость, он относится к предыдущему разделу этого разговора. Он ищет, чья это вина. Несомненно, что мы можем чувствовать обе эмоции одновременно, но для работы с тем, что приводит их в движение, необходимо их разделить.

Чтобы повлиять на фрустрацию, нужно найти путь к такой ситуации, которая не требует поисков виноватых. Посмотрим на фрустрацию: когда что-то не получается, нашим первым порывом будет попытка что-либо изменить, а если это невозможно, – то взглянуть в лицо фактам, что идти по этому пути бесполезно. Если же по какой-то причине тщетность не ощущается, тогда у человека накапливается фрустрация, которая обычно извергается в виде агрессии, когда какой-то эпизод заставляет нас отбросить обычную осторожность.

Желание мести подпитывается фрустрацией в виде агрессии. Как обращаться с агрессией? Один из подходов – найти социально приемлемые проявления агрессии. Конечной целью является нахождение способа вывести фрустрацию из организма. Это может случиться только при истинном прочувствовании тщетности: внешним его проявлением являются слёзы, однако мы можем их почувствовать и внутри, без особой внешней демонстрации, разве что глаза слегка увлажнятся.

В завершение я хочу задать вопрос, как можно согласовать систему правосудия, которая работает на благо общества и часто приносит в жертву личность (особенно детей и подростков), и подход «без обвинений», который отодвигает в сторону систему правосудия ради личности, как можно совместить их обоих?

Ответы, по большей части, поможет найти интуитивное понимание ситуации, чтобы вмешательство и перемены в жизни общества и личности следовали бы из понимания корневых проблем, а не пытались бы бороться с симптомами.

Гейл Карни, 29 июня 2011 года

Перевод Ирины Маценко

Источник

Фото flickr.com/photos/illuminaut

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

One thought on “Обвинение

  1. Яна

    Спасибо за перевод. Очень помог мне нащупать пути борьбы со своими обидами на окружающих – смирение вместо обвинения всех и вся. Отличная аналогия с вулканом – оказывается, не обязательно проклинать про себя кого-то, кого считаешь виноватым в произошедшей неприятности. Некоторые неприятности просто случаются, как извержение вулкана. С таким взглядом на вещи мне стало проще смириться с ситуацией, вместо поиска виноватых.

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *