16 элементов психического и эмоционального здоровья

от editor

Нэнси Мак-Вильямс о глобальных целях психотерапии. Она это называет «психическое и эмоциональное здоровье», мы это называем «личностным потенциалом».*

Самое главное – это не тест. Нельзя отметить галочкой все пункты из списка и быть уверенным в том, что вашему психическому здоровью ничто не угрожает. «Да, выработанные мною принципы ориентированы на широкую публику, но это лишь попытка объяснить людям, к чему стремятся терапевты, работая с пациентами, – уточняет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс. – Чтобы получить эти ориентиры, я изучила и суммировала знания, накопленные в психологической литературе за сто лет. А заниматься этим я стала, когда заметила тенденцию называть исчезновение симптома излечением. К примеру, в научных кругах часто обсуждается, удалось ли снизить уровень тревожности пациента, насколько и сколько сессий для этого понадобилось. Увы, при таком подходе теряется из виду, что когда идёт работа с пациентом, уровень его тревожности может не только понижаться, но и повышаться, когда терапевт, например, пробует новый подход».

Мало того, что список не предназначен для оценки психического здоровья, оценивать самого себя – в высшей степени неэффективно: вдруг вы просто хотите видеть себя таким? «Например, кто-то утверждает, что с его самооценкой все в порядке, а со стороны видно, что это не так, – продолжает психоаналитик. – Иначе зачем этот человек то и дело говорит о том, какой он прекрасный, замечательный, как его все любят и уважают? Если бы у него было всё в порядке с самооценкой, ему бы не приходилось себя восхвалять. Кроме того, некоторые из этих пунктов описывают свойства и состояния, которые можно оценить только ретроспективно. У меня был пациент, который с самого начала терапии утверждал, что не испытывает никаких проблем с доверием. Понадобилось пять лет, чтобы он понял (сам для себя), что большую часть жизни он недостаточно доверял окружающим. А сделать это он смог только после того, как ситуация полностью изменилась».

Можно ли назвать список из шестнадцати пунктов окончательным, или со временем туда добавятся новые детали и элементы? «Я не могу назвать свою работу исчерпывающей, – подводит итог Нэнси Мак-Вильямс. – Во время работы мои коллеги-психотерапевты подсказывали мне некоторые пункты, которые я пока не включила в свой список. Мне казалось, что они не вполне подходят, в то время как назывались вполне достойные элементы: духовность, способность к прощению, благодарность, чувство юмора. Но я собираюсь написать книгу об этом и по-прежнему собираю идеи».

1. Способность любить (партнёра, детей…). Уметь быть в отношениях, открываться другому человеку, любить его таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Не идеализировать и не обесценивать. Быть способным отдавать, а не брать.

2. Способность работать. Не только в прямом смысле – в офисе, на работе, за зарплату. Важно создавать, творить, привносить в мир что-то новое, реализовывать свой творческий потенциал. Осознавая, что все, что вы делаете, должно иметь смысл и значение не только для вас лично, но и для других людей.

3. Способность играть. Речь идёт о способности взрослых людей «играть» словами, символами, уметь использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Психологи отмечают пугающую тенденцию: мы перестаём играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы всё меньше танцуем, поём, занимаемся спортом и всё больше наблюдаем за тем, как это делают другие. Интересно, каковы будут последствия?..

4. Безопасные отношения. Психоаналитик Джон Боулби (John Bowlby) описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (человеку сложно выносить одиночество, поэтому он «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (мы можем легко отпустить другого, но при этом остаёмся с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился ещё один тип привязанности – дезорганизованный: люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его. К сожалению, нарушение привязанности – весьма распространенное явление. Однако его можно изменить, в том числе, и с помощью психотерапии.

5. Автономия. Её недостаток выражается в первую очередь в том, что люди делают не то, что они хотят на самом деле. Они даже не успевают прислушаться к себе и выбрать, чего бы им хотелось хотеть. При этом желание быть автономным и иметь возможность что-то решать остаётся. И тогда человек пытается контролировать хоть что-то, к примеру, свой вес. В тяжёлых случаях это приводит к анорексии.

6. Способность оставаться в контакте с собой. Точнее, со всеми сторонами собственного «Я»: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими радости. Что, в частности, помогает переживать конфликты, не распадаясь при этом на части. Очень важно держать в себе три образа: кем вы были когда-то, кто вы есть сейчас и кем станете через десять лет. Учитывать и интегрировать то, что дано природой, с тем, что мы сами сумели в себе развить.

7. Способность восстанавливаться после стресса. Если у человека достаточно сил, когда он сталкивается со стрессом, он не срывается и не заболевает, а находит способ адаптироваться к новой ситуации.

8. Реалистичная самооценка. Многие люди слишком жёстко оценивают себя, критикуют, уничижают. Или наоборот, – обладают завышенной самооценкой. Отчасти дело в том, что родители восхваляют детей, желая иметь всё самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но необоснованная похвала, лишённая любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя, по сути, не заработали этого.

9. Система ценностных ориентиров. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им.

10. Способность выдерживать накал эмоций. Чувствовать их, но не действовать под их влиянием. Оставаться в контакте важно не только со своими эмоциями, но и с мыслями и размышлениями – своей рациональной частью.

11. Рефлексия. Способность смотреть на себя со стороны. Люди, способные к рефлексии, видят, что именно является их проблемой, и стараются решить её, максимально эффективно помогая себе.

12. Ментализация. Те, кто обладает этой способностью, понимают, что другие – это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Им легче даётся осознание, что иногда обида на чьи-то слова и поступки бывает вызвана скорее их личным, персональным опытом и личностными особенностями, а не желанием другого человека нанести обиду.

13. Владение достаточным количеством защитных механизмов и гибкость в их использовании.

14. Баланс между тем, что мы делаем для себя и для своего окружения. Важно быть собой, заботиться о собственных интересах, но не забывать учитывать при этом интересы других.

15. Чувство витальности. Способность чувствовать себя живым. Психоаналитик Дональд Вудс Винникотт (Donald Winnicott) писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым. О внутренней омертвелости писал и психоаналитик Андре Грин (Andre Green).

16. Способность принимать то, что мы не можем изменить. Уметь искренне и честно грустить в связи с тем, что невозможно изменить. Принимать ограниченность своих возможностей и оплакивать то, чего бы нам хотелось иметь, но не получается.

* — примечание редакции

Елена Шевченко, Юлия Колотыркина

Источник

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.