О задачах раннего возраста и роли привязанности в развитии ребенка

от editor

Основные задачи раннего возраста – это освоение пространства (в широком смысле) и составление карты местности.
Но, конечно же, маленький ребёнок не готов пройти этот путь в одиночку, иначе бы не было никакой проблемы с детьми, растущими без родителей.
И чтобы понять эту сторону жизни ребёнка, вернёмся опять к самому началу.

Ребёнок появляется на свет. В отличие от мозга некоторых новорожденных животных, его мозг очень и очень незрелый, и младенец совершенно не готов к самостоятельной жизни. Почему же природа не продумала этот момент? Дело в том, что природе пришлось идти на компромисс. Для того чтобы выносить ребёнка, будучи прямоходящим существом, нужно иметь достаточно узкий таз. При этом мозг с развитыми полушариями (мы помним разговор о произвольности и адаптации?) означает большую голову. Чтобы сохранить и первую, и вторую возможности, природа предлагает человеку рождать детёнышей до того, как их голова стала слишком большой из-за развития мозга.  И что же получается? Для того, чтобы наш вид выжил, нам необходимо на протяжении долгого времени заботиться о детях, пока они не дозреют до возможности быть самостоятельными. Черепахам в этом смысле повезло больше:)  Для того, чтобы этот механизм работал хорошо, природа и подарила нам такое явление, как привязанность. Она вшита в нашу подкорку. Главная её задача – чтобы родителям было легче заботиться о детях, а детям – легче подчиняться взрослым и следовать за ними. Привязанность есть и у других животных, но чем сложнее социальная жизнь, тем крепче и сложнее устроена эта связь.

Крепкая, надёжная привязанность даёт ребенку такой сигнал: «всё в порядке, тебя никто не съест, у тебя есть взрослый, и он обо всём позаботится. Он знает, что тебе нужно и даст это тебе. Он знает, как общаться с этим непонятным миром и защитит от опасностей. Ты можешь расслабиться и просто делать то, что тебе интересно». Если ребенок получил такой сигнал, то программа по освоению пространства и заполнению карты мира запускается в нём спонтанно, автоматически. Это заложено самой его природой. Если же в этом аспекте его жизни есть проблемы – мозг автоматически направляет все свои ресурсы на обеспечение безопасности. У маленького ребенка это может проявляться, например, в цеплянии за маму (если в тревоге совсем малыш – он, вероятно, будет чувствовать себя хорошо, только круглосуточно пребывая у мамы на ручках). Другой вариант – иногда он включается после неудачно опробованного первого – включить разного рода защиты – «заморозить» чувства, не видеть того, что ранит и пугает, не быть привязанным, пытаться взять командование на себя и тд.

Дети, включившие защиты, не настроены на доброжелательное, полное любопытства, взаимодействие с внешним миром – он их или пугает, или не интересует. Конечно, я описываю крайние случаи, но некоторые проявления можно наблюдать и в достаточно благополучных ситуациях.

Как мы можем дать ребенку крепкую, надежную привязанность?

  • Избегать длительного разделения с ним. Длительное – это не только уехать в недельную командировку в первый месяц жизни ребёнка. Чем младше ребёнок, тем меньшее время он может выдержать в разлуке с нами, тем более осязаемым должно быть то, что мы рядом. Сначала – быть на руках, чувствовать запах мамы, её тепло, затем – приползать к маме каждые пять минут. Затем, увлекаясь игрой, прибегать к ней все реже и реже.
  • Не исчезать внезапно, не злоупотреблять разделением в дисциплинарных целях. Когда мы говорим: «Ой смотри, какая птичка летит!», и как только ребёнок отворачивается, убегаем, оставляя его с нянями и бабушками, мы хотим не причинить ему боль своим уходом. Но на самом деле мы сообщаем «мир непредсказуем, тебе следует все время быть начеку, ведь мама может исчезнуть в любой момент». Когда на площадке мы говорим «Мама уходит. Пока-пока!» мы сообщаем ребёнку, что мама действительно может уйти. Ведь это нам понятно, что мы ни за что и ни при каких обстоятельствах не бросим своё крохотное солнышко одно на произвол судьбы, а он верит нашим словам безоговорочно – так подсказывает ему инстинкт следования за тем, от кого он зависит.
  • Стараться принимать ребенка безоценочно, и не бояться показать ему это. Потому что любовь – это дар, а не награда за заслуги. И это очень важное глубинное знание, которое в дальнейшей жизни послужит мощнейшей опорой вашему подросшему чаду. Говоря «ты же хороший мальчик, не делай так», мы сообщаем ребёнку: «ты достоин любви только тогда, когда делаешь то, что мне нравится, а если ты так не делаешь – я могу тебя оставить».
  • Быть на стороне ребёнка, помогать ему выражать чувства (и «хорошие», и «плохие»), показывать, как он важен для вас, как вам нравится, что вы похожи, что именно он – ваш ребёнок.

Если мы даем ребёнку столько заботы, сколько ему нужно (и каааапельку больше) – у него не возникает чувства, что любовь надо добывать. Она приходит к нему сама. А вместе с ней – уверенность в том, что его есть кому защитить от пока неизвестного мира. И расслабленность. И вдохновение, с которым он упоённо рисует карту этого неизвестного мира, то есть делает именно то, что мы, родители, от него ждём – развивается!

Теперь, когда мы немного углубились как в тему развития, так и в тему привязанности, хотелось бы кратко коснуться популярной темы раннего развития. Для наглядности приведу два разных примера «развивающих занятий» с ребёнком до года.

  1. Ребенок сидит в манежике, перед ним самые лучшие развивающие игрушки для его возраста: книжечки с черно-белыми фигурами, шуршащие, вибрирующие, разноцветные, разнофактурные игрушки, грызунки и т.д.
  2. Ребенок у мамы на руках (в слинге), мама занимается своими делами – например, убирается, разговаривает с ним – он смотрит по сторонам, старается дотянуться до окружающих предметов, пробует их на зуб, пытается взять то, что ему нельзя и мама ласково забирает это из его ручек. Мама приседает-встает-наклоняется, позволяя ребенку познакомиться поближе с гравитацией. Если мама кормит грудью – он может подкормиться, тем самым сняв стресс от избытка впечатлений (если такое случится).

Конечно, мамина спина не железная, и даже если она достаточно крепкая, не всегда всё складывается так идиллично (как, впрочем, и с копошением в манеже). Но чем же мне второй вариант глобально симпатичнее первого? А вот чем:

  • ребенок заполняет свою карту предметами и явлениями реального мира, а не искусственно сконструированного. И это для него гораздо полезнее.
  • он имеет возможность двигаться с мамой, а не стоять на месте. А заодно получает море информации для кинетической, кинестетической и вестибулярной систем.
  • он получает мамину поддержку, она направляет его, разрешая или не разрешая взаимодействовать с предметами. В то время как в манежике он взаимодействует с заведомо разрешенным.

Но самое главное – мама рядом и ему не надо тревожиться о том, что в комнату ворвется гигантский динозавр и съест его, одинокого крошечку! Конечно, я утрирую, и я надеюсь, что из этого примера вы не сделаете вывод о том, что если ребенка не носить круглосуточно до армии на руках, он вырастет невротиком. А истина – как обычно, где-то посередине, и свой индивидуальный баланс искать вам. Но теперь вы, к примеру, точно знаете, что можно смело экономить на развивающих игрушках без ущерба для развития самого дорого на свете малыша. Ну а можно и не экономить, если они вам нравятся.

И самое последнее. В самом начале этой статьи (в первой части) я попросила запомнить слова о том, что именно ребенок запускает процесс родов. Тогда, когда ему становится тесно и он готов идти дальше. Когда мы говорим об обучении ребёнка, мы почему-то часто идём от обратного – родитель стимулирует интерес ребёнка, даёт ответ прежде, чем появится вопрос. Но, возможно, природа неспроста иначе поступила с рождением…

Первую часть можно прочитать, пройдя по ссылке источника.

Надежда Монастырская

Источник

Фото Валентина Монастырского

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.