Привязанность на уровне значимости

от editor

Гордон Ньюфелд, автор многоуровневой теории привязанности, говорит о том, что человеческие существа способны ощущать себя в контакте и близости не только физически, но и эмоционально и психологически. Различные способы «быть рядом» он называет уровнями привязанности или корнями привязанности, по аналогии с растением, для которого глубокие корни означают здоровое существование. Ниже мы приводим текст, который описывает один из шести уровней привязанности — близость через значимость.*

К четырем годам жизни подросший малыш становится способен привязываться на уровне значимости, что знаменует собой переход на более глубокий уровень общения и взаимоотношений: личность ребёнка — личность взрослого. Ребёнку становится важным чувствовать (вернее даже — «ощущать кожей»), что ценен и важен именно он, что мы отводим ему в своей жизни особое, уникальное, ни для кого более не предназначенное место, что он дорог для нас. Ему становится важным нравиться — нравиться маме и папе — и чувствовать, что его принимают и одобряют.

Как взрослый может показать, что ребёнок ему дорог? Тысячами способов. Малыш пришёл с прогулки — мы можем обнять его и сказать, что по нему соскучились и думали о нём. Приглашая за стол, мы можем сказать, что специально для него приготовили его любимое блюдо. Принимая всерьез то, что он говорит, не высмеивая и не обесценивая («какая ерунда»). Если ребенок просит нас почитать или поиграть, мы не просто снисходительно соглашаемся, а делаем это от души, полноценно включаясь в процесс. Наше отношение ребёнок считывает по глазам, которые загораются при его появлении, по теплым интонациям в голосе.

Это движение навстречу: мы показываем ребёнку, что он нам нравится и мы его уважаем, он, в свою очередь, действительно начинает хотеть нам нравиться и стремится стать лучше, порадовать нас, заслужить наше одобрение.

[btn color=»forest green» size=»size-l» target=»»]Девиз данного уровня: «Нравиться тому, к кому привязан, и привязываться к тому, кому нравишься».[/btn]

Когда человек нам действительно нравится, мы признаем его уникальность, его право быть самим собой, переживать те эмоции, которые у него возникают в данную минуту, и хотеть именно того, что хочется.

Если наш ребёнок получит опыт такого отношения от значимых ему людей, он никогда не почувствует себя «никчёмным», «не заслуживающим особого внимания».

* — примечание редакции

Елена Доценко

Источник

Фото: flickr.com/photos/foshie

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.