Про подарки и любовь

Я учусь в Институте Ньюфелда, и недавно на одном из мастер-классов с Гордоном Ньюфелдом мы говорили о мальчике, который ворует в школе. Крадёт он без разбору и логики, и происходит это, предположительно, потому, что потребность в контакте и близости не удовлетворяется адекватно. В своей привязанности к матери мальчик находится на уровне принадлежности, но не получая адекватного удовлетворения своей потребности в любви, компенсирует его, присваивая себе чужие вещи. (Подробно про уровни привязанности и их развитие можно почитать тут). Ньюфелд предположил, что если матери удастся дать ребенку любви больше запроса на доступном для мальчика уровне, то потребность красть у него пропадет. Перекрыть нехватку близости ребёнку, который привязан через «принадлежность», можно, например, просто буквально давая ему с собой в школу какие-то предметы, напоминающие о матери, чтобы ему было за что держаться вдали от неё. Можно дарить ему вещи, которые кажутся ему дорогими и ценными. Такие проявления любви будут, вероятнее всего, доступны этому ребёнку и напитают его. Ньюфелд сказал, что это такой довольно примитивный, в смысле, прозрачный механизм у детей, привязанных на уровне принадлежности. Дарят мне дорогое и ценное, хранят даримое мной – значит меня любят.

И тут меня осенило. Я узнала в этом мальчике нашего старшего Лёву, которому сейчас 5 лет. Воровать ему не приходится, потому что дают ему и так. Похожесть состоит в том, что Лёва как раз часто выражает свою любовь через «принадлежность». Ему безумно важно дарить мне всякие свои драгоценности, и не проходит и дня, чтобы он не залез в мою шкатулку с золотом-брильянтами и не сказал что-нибудь с духе: «Я знаю, что нельзя, скорее всего нельзя, но а вдруг? А вдруг можно? Мамичка, ты не подаришь мне эту брошку?» Как правило, сороку нашу тянет на всякое блестящее и крупненькое, а оно не дорогое обычно, и я дарю ему «драгоценность» с удовольствием, чем привожу его в экстаз. И наоборот, каждый день я получаю в подарок какой-нибудь драгоценный камень. Важно, что камни именно ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ, то есть самые что ни на есть драгоценные, находит он их на улице, приносит полные карманы домой. Потом он частенько хочет посмотреть вместе со мной подаренные им камни, ему очень важно видеть, что я ценю его подарки и храню их. Скоро уже можно будет вымостить балкон, столько материала у меня накопилось!

Вообще-то у Лёвы в арсенале есть уже самые разнообразные способы воспринять и выразить любовь: он чувствует себя любимым, когда мы слышим его и считаемся с его мнением, и, наоборот, ему важно слышать наше мнение о своих достижениях и делах – это проявления уровня значимости. Лёва рисует мне корабли, ракеты и гоночные автомобили, полные сердец, и иногда прямо говорит о своих чувствах – это проявление уровня любви. И вот, в последнее время появились все эти драгоценные подарки, которые я интерпретировала сначала тоже как проявление уровня любви, потому как, вроде бы, принадлежность – это у него уже в три года было, это уже пройденный этап.

Но нет, привязанность может «гулять» по уровням. Ребёнок, который уже способен на более глубокие чувства, вдруг возвращается к более поверхностным уровням, более надежным, осязаемым проявлениям. Принадлежность – это сейчас его способ чувствовать и проявлять любовь: важно именно дать дорогое что-то в руку маме, чтобы мама помнила, что эта вещь от него. И, наоборот, самому держать в руке что-то от мамы, какое-то доказательство её любви и верности.

Лёвины драгоценности для мамы и папы.

Лёвины драгоценности для мамы и папы

И вот, до меня это, наконец, дошло, а Лёва, надо заметить, уже недели три выпрашивает у меня бижутерию, и я уже о всяких гендерных несоответствиях успела подумать, а об очевидном, о самом главном подумать не догадалась: что же он мне хочет этим сказать? А дети, как всегда, всё об одном, всё об одном и том же: о контакте и близости. Эта их самая главная повестка дня.

Вот, до жирафа, наконец-то дошло, чего от него хотят. Вчера укладываю его спать и говорю ему, что очень хочу сделать ему совершенно особенный подарок. Зная его пристрастие к камням, говорю, что хочу подарить ему драгоценный камень, который поместится как раз в его ладонь, то есть необычно большой и ценный камень. Лёва просиял всеми лучами, но всё же захотел, чтобы наверняка, и говорит: “а почему ты мне его хочешь подарить?” Потому, говорю, что ты мой драгоценный и любимый человек и тебе подходит этот особенный камень, я хочу, чтобы он был у тебя и всегда напоминал тебе о моей любви к тебе. Тут Лева просто преобразился, я такой радости, такой наполненности, такого реактивного счастья давно в человеке не видела. Сегодня с утра творит, несмотря на отъезд отца, всё ещё очень наполнен, время от времени смотрит на меня хитро и вопросительно, и я ему киваю, мол, будет, все будет.

Я рада, что я поняла, чего он от меня так ждал. То есть, в контексте наших взаимоотношений, которые и так в целом хорошие, – это крупица вроде, ерунда, только эпизод, но, как ни крути, из эпизодов взаимоотношения и складываются. А во взаимоотношениях очень важна чуткость и способность посмотреть на вещи с детской перспективы. А если смотреть на вещи с детской перспективы, то понимаешь, что всё это о контакте и близости или же об их нехватке. In dubio pro amore, короче.

Анна Гощинская

Фото из архива автора

 

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

6 thoughts on “Про подарки и любовь

  1. Татьяна

    Спасибо, Аня, за очерк. Очень важные мысли, есть над чем подумать.

    Моя пятилетняя девочка тоже хочет от меня подарок – чтобы кофточку ей связала. И в свете твоих размышлений, до меня тоже дошел смысл этого запроса, смысл скрытого “тайного послания”. ))

    Reply
  2. Валентина Ячичурова

    Аня, очень близко мне это. Мой сын сейчас тоже на подарочной стадии и ему важно дарить мне что-то постоянно, открыточки рисует чаще всего.
    А вот когда я наконец нахожу минутку и что-то преподношу ему – восторга море. Вообще, все неожиданные подарки он воспринимает с такой искренней благодарностью и восторгом и помнит о них и рассказывает другим.
    Так это для него важно, получать внимание не по запросу, а просто так!

    Reply
  3. Анна Гощинская

    Таня, Валя, я рада, что у вас срезонировал мой опыт! Кстати, я чем больше думаю, тем больше понимаю, что и значимости тут очень и очень много. То есть не только принадлежность, но и значимость и еще вопрос, чего больше.

    Reply
  4. Татьяна

    Очень интересно! А я вот никак не могу “вырулить” из своих размышлений. Дочке 4 года. Есть бабушка, которая приходит 1 раз в неделю в гости, иногда чаще, но именно в гости и именно к о внучке. Всегда что-нибудь приносит с собой, всегда так было. Сначала дочка просто лезла к бабушке в сумку и разыскивала подарочек, научившись говорить всегда спрашивает “что ты мне принесла?”. Доходить стало до схемы: пришла бабушка – что ты мне принесла- поиграла 2 минуты- пошла по своим делам. Я стала говорить дочке, что необязательно нужно требовать подарки, бабушка тебя любит и без подарков. На что следовал ответ дочки: “Я тоже люблю бабушку без подарков”. Бабушка приходила – дочка ей сообщала о своей любви без подарков и тут же спрашивала “про подарок”. Было похоже на ритуал. Параллельно велась работа с бабушкой, что ничего не нужно приносить их игрушек – дочка с ними не играет и очень редко о них вспоминает. На что бабушка отвечала “я не могу прийти с пустыми руками”. Сошлись на яблоке, конфете и тп. Вот в чем же значимость этих подарков? У второй бабушки ничего не требует, радуется ей когда та приходит. Особой разницы в отношениях с бабушками и внучкой не наблюдаю, могу оставить безболезненно как с одной, так и с другой.

    Reply
    • Мрия Войчук

      Татьяна – а чем Вам трудно смириться с наличием постоянных подарков, если и бабушку и внучку такой ритуал устраивает?

      Reply
      • Татьяна

        У нас небольшая квартира, которая просто завалена игрушками, какой-то игрушечный магазин, и я не приверженец покупать дешевые игрушки из “пахнущего” пластика и окрашенные непонятными красками, да и у бабушки пенсия, как вы понимаете, не безразмерная. И еще, “все мы родом из детства” ………для меня были привычны подарки на праздники, по случаю, а не как регулярный ритуал. Ценность подарка усиливалась его ожиданием, ожиданием сюрприза, праздника и пр. В нашей ситуации это нивелируется. Мне такая ситуация не нравится.

        Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *