6 уровень привязанности – познанность

Ближе к школьному возрасту и старше начинает плестись ещё одна ниточка привязанности, которая вплетается в общий канат – привязанность через познанность и принятие.

Быть познанным – это ощущение, что тебя знают и принимают со всеми твоими особенностями. Когда ты чувствуешь, что другой человек искренне стремится понять, что ты думаешь и чувствуешь. Когда тебе не опасно быть самим собой, а в отношениях ты избавлен от чувства стыда за свои желания, чувства “слабости”. Когда ты не чувствуешь опасности отвержения, если раскроешься.

Когда тебе не надо “казаться”, “создавать видимость”, “пускать пыль”, “держать фасад”. Когда тебе хочется делиться своими самыми сокровенными мыслями. Когда ты полностью уверен, что другой человек не использует твою открытость и “слабости” против тебя, “не сдаст другим”, “не ткнёт лицом” в минуты конфликта.
Таким образом достигается психологическая близость, ощущение доверия и принятия.

Это самый труднодостижимый уровень привязанности. 
И, проживя много лет со своими родными под одной крышей, мы далеко не всегда достигаем его. Бывают минуты откровений, но потом скорлупка снова захлопывается, и каждый снова оказывается в своей раковине, защищающей от боли и уязвимости.

Как же привязанность через познанность проявляется у детей?
Через то, что дети нам доверяют и вверяют – свои секреты, мысли, чувства. Детям естественно быть спонтанными и свободно самовыражаться. И если мы – взрослые – не демонстрируем отвержение, не стыдим и не осуждаем, ребёнок внутренне расслабляется и позволяет себе открываться и не стесняться. 

Для детей естественно делиться. А для того, чтобы что-то скрыть, требуется колоссальная энергия и выдержка. Потратив её на то, чтобы “казаться” или на утаивание того, что с точки зрения ребёнка может психологически разделить с родителем, ребёнок забирает эту энергию у своего роста и психологического развития, спонтанной творческой активности.

Уже в старшем дошкольном возрасте детям доставляет особое удовольствие посекретничать с мамой или папой. Шепнуть что-то на ушко, написать тайную записочку. В этот момент они практически физически ощущают близость с родителем.

Родитель, в свою очередь, может рассказать что-то о себе, доверить ребёнку воспоминания своего детства. Таким образом мы создаем общее интимное пространство.

Создавая среду, в которой чувства и желания принимаются, где можно свободно обсуждать любые темы, где не навешиваются ярлыки, а есть попытка понять другого и встать на его позицию, мы естественным образом способствуем развитию самого глубокого уровня привязанности – привязанности через познанность.

Елена Доценко

Источник

О других уровнях привязанности можно почитать здесь.

Фото: flickr.com/photos/wiltscat

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *