Получается, что конфликты, или так называемые кризисы, неизбежны, если мы следуем за ребёнком.
Только я сначала оговорюсь, что «следуем за ребёнком» – это не означает «делаем из ребёнка ведущего, а из себя ведомого», а означает, что мы создаём разнообразную среду возможностей, внимательно наблюдаем ребёнкину самость в этой среде и следуем за его запросом. В переводе на практику для меня это означает примерно следующее: вывалить новый конструктор, немного пособирать самой, чтобы ребёнок увидел возможности. Оставить ребёнка. Не помогать и не лезть до тех пор, пока он не попросит в той или иной форме. Если он не просит помощи, уточнить: «Тебе помочь?» И помогать после кивка. Я, конечно, не идеальна и бесконечно научаема собственными детьми, которые немедленно теряют интерес, когда я слишком активно помогаю, но я стараюсь не лезть без запроса.
Так вот конфликт, кризис – это запрос на новый уровень отношений. На большее отделение, самостоятельность.
Если мы ребёнка подталкиваем сами: «давай сам», «не маленький», «ты бы уже и сам справился», по сути, мы его выталкиваем на новый уровень до того, как он естественно туда пришёл. Если мы честно ждем запроса, то запрос придёт в виде:
«Нет!»
«Я сам!»
«Я буду поступать как хочу».
«Ты мне не указ».
«Я взрослый!»
Если смотреть на возрастной конфликт с точки зрения запроса на новый уровень отношений, то вместо борьбы можно сесть и озадачиться тем, где бы ребёнку отдать кусочек ответственности и как его в этом поддержать.
Я не помню, где вычитала эту формулировку, но она мне очень нравится, и я ее активно применяю в явный разгар возрастных кризисов:
«Я тут подумала, ты так вырос, что ты теперь можешь сам…. а если не будет получаться, я тебе помогу».
И часто она оказывает магическое действие.
Ольга Нечаева
Фото: www.flickr.com/photos/sangudo