К дисциплине через игру (Часть 1)

от editor
К дисциплине через игру

В этой статье, посвященной дисциплине, Гордон Ньюфелд рассказывает об основных причинах проблемного поведения и о неожиданных решениях, к которым можно прийти с помощью игры.

В последнее время я много размышлял об игре. Возможно, из-за того, что у меня трое маленьких внуков. Или, может быть, я просто хочу подольше оставаться молодым, а игра, безусловно, этому способствует. А может быть, причина в том, что тема игры будоражит научные умы современности, и мне посчастливилось создать “Игру и эмоции” – новый курс, подготовка которого стала одним из лучших периодов моей научной жизни. Какими бы ни были причины, я уверовал в силу игры.

Обычно концепции игры и дисциплины никак не связывают. И на то есть веская причина. Дисциплина часто ассоциируется с трудом, характерной особенностью которого является результат. По теории труда применительно к дисциплине поведение формируется последствиями. Получается, что основной задачей дисциплины будет контролировать результат поведения ребенка. Поэтому, когда возникает проблемное поведение, приверженцы этой концепции рассуждают так: «Какие последствия я должен создать или предъявить ребёнку, чтобы он понял, что такое поведение не работает?» Или, когда ребёнок делает что-то, что нас особенно радует: «Какие последствия (например, поощрения) мы должны продемонстрировать, чтобы донести до него, что такое поведение работает?»

В игре же главное не результат, а сам процесс. В этом смысле игра противоположна работе. Играть означает увлечься деятельностью, не думая о последствиях, к которым она может привести.

Те, кто верит в идею труда ради результата, считают, что с детьми надо обращаться как с маленькими трудягами, чтобы, в конце концов, они научились связывать причину и следствие… и затем постепенно смогли видоизменять своё поведение так, как нужно. В этом случае сама дисциплина становится тяжёлой работой, потому что вы постоянно пытаетесь подобрать подходящие последствия, которые привели бы к желаемому поведению.

При таком подходе к дисциплине возникают две основные проблемы:

Первая заключается в том, что дети по своей сути (впрочем, как и все незрелые люди) не могут трудиться ради достижения какой-то цели. Не имеет значения, насколько логичны будут последствия, если ребёнок просто ещё не думает с точки зрения того, куда это может привести. Если до конца этого не понимать, подчас может быть очень тяжело, и тогда дисциплина окажется упражнением на тщетность. Так задумано, что дети живут в режиме игры и не заботятся о результате своего поведения. На то есть веские причины, они кроются в процессе развития, и мы только-только начинаем их постигать.

Вторая проблема в подходе к дисциплине как к работе, лейтмотивом которой является результат, заключается в том, что на самом деле эта работа не приносит тех изменений в поведении, которых мы ожидаем. Основная причина этого заключается в том, что дисциплина не может решить проблемы, лежащие в основе плохого поведения. Мы часто думаем о дисциплине, как о корректирующих мерах, но это может быть верным решением, только если проблемы поведения не имеют глубоких корней. На самом деле, существует пять основных проблем, лежащих в основе практически любого рода поведения, которое становится объектом дисциплины, и дисциплина не решает ни одну из них.

Наиболее распространенной причиной проблемного поведения является незрелость.

Дети не рождаются со способностью решать проблемы, принимать чужую точку зрения, оценивать возможные последствия или управлять своими эмоциями и импульсами. Даже зная, что хорошо, а что плохо, зачастую они просто не могут себя контролировать. Самые благие намерения часто остаются неосуществлёнными. И, хотя эти недостатки развития приводят к немалым поведенческим проблемам, они не могут быть решены посредством дисциплины. Только истинное созревание может принести желанные плоды. А пока нам следует подумать, как вести себя с ребёнком, пока он не станет достаточно зрелым для того, чтобы действовать, руководствуясь усвоенными знаниями.

Второй основной причиной проблемного поведения является отсутствие правильных отношений с ответственным взрослым.

Дети должны быть глубоко привязаны и находиться в доверяющей зависимой позиции, чтобы иметь глубокое и систематическое желание быть хорошим. Когда такая привязанность отсутствует, дети будут инстинктивно сопротивляться и противиться, если почувствуют, что их к чему-то принуждают. Этому феномену есть название – противление. Такое проблемное поведение не может быть решено посредством дисциплины; на самом деле, дисциплина только усугубит проблему. Здесь будет справедливым задать себе следующий вопрос: как развить такие отношения, в которых дети естественным образом захотят быть хорошими? Если бы присутствовало это базовое желание, и мы бы позаботились о безопасности таких доверительных отношений, то, несомненно, необходимости в дисциплине было бы намного меньше.

Третьей основной причиной значительной части проблемного поведения являются сильные эмоциональные импульсы ребенка, которым нужен выход.

Все дисциплинарные меры только усиливают те самые эмоции, которые и привели ребенка к проблемам. Когда мы чувствуем, что ребенок движим какой-то эмоцией, нужно спросить себя: как я могу помочь ему от неё освободиться и не попасть при этом в неприятности? Понимание этой динамики уже само по себе может значительно изменить наше собственное поведение.

Четвертая причина проблемного поведения заключается в том, что ребенок не становится инстинктивно осторожным, внимательным и обеспокоенным, когда должен бы.

Эти качества не являются личностными характеристиками, которым можно научить. Это, скорее, плоды работы здоровой системы оповещения об опасности. Чтобы не попасть в неприятности и держаться от греха подальше, мыслящему мозгу ребёнка необходимо чувствовать обратную связь от действующей системы оповещения об опасности в случае, когда грозит беда. Слишком многие дети сегодня потеряли свою способность быть осторожными, внимательными, обеспокоенными, поэтому у них по умолчанию возникают проблемы с дисциплиной. Вопрос, который мы должны задавать себе в таких случаях, — это как восстановить способность ребёнка быть осторожным и внимательным, когда это необходимо.

Пятой основной причиной проблемного поведения является неспособность чувствовать тщетность при столкновении с ней.

Чтобы проблемы поведения решались на уровне мозга, дети должны ЧУВСТВОВАТЬ грусть и разочарование, когда сталкиваются с тем, чего не могут изменить. Слишком много детей сегодня утратили чувство тщетности. Дети совершают одни и те же ошибки снова и снова, и им не хватает психологической устойчивости — знания, что они могут пережить, если что-то пошло не по их плану. Сама по себе дисциплина не может способствовать адаптации, так же, как и последствия или санкции не могут привести к нужному результату. Это могут сделать только правильные чувства. В случае застревания в каком-то поведении мы должны спросить себя, как помочь ребёнку найти утраченные слёзы грусти, которые помогли бы ему идти по лабиринту жизни.

Если устранить эти пять основных причин проблемного поведения, необходимости в дисциплинировании детей практически не будет. Мы должны помнить, что сама по себе дисциплина не может решить лежащих в основе плохого поведения проблем. Более того, традиционная дисциплина обычно только всё усугубляет. Если бы мы действительно это поняли, мы бы осознали, что настоящая задача дисциплины состоит не в том, чтобы добиться своего или преподать ребёнку урок, но скорее «не навредить» и постараться найти способы, как справляться с симптомами, пока не будут решены проблемы, лежащие в основе. Осознание этого может коренным образом изменить взаимодействие с нашими детьми, причем не только тогда, когда возникает проблемное поведение.

Это возвращает меня обратно к игре. Удивительно, но игра, кажется, является ответом на те самые проблемы, которые мы обычно пытаемся решить с помощью дисциплины. Именно поэтому игра — это естественное состояние незрелых людей. И именно поэтому я верю в то, что именно игра, а не работа, приведет к тем изменениям, которые мы так хотим увидеть в наших детях.

Каким же образом игра осуществляет это? Я постараюсь ответить на этот вопрос во второй части статьи. На данный момент я хотел бы оставить вас с мыслью, что, возможно, мы придаём дисциплине слишком большое значение. Возможно, мы слишком ослеплены нашей взрослой этикой труда, чтобы увидеть, для чего в действительности нужна игра. Возможно, мы были введены в заблуждение, казалось бы, невинным и легкомысленным характером игры, и это не позволяло нам осознать, что на самом деле игра может принести нам желаемые плоды.

Ничто в естественном развитии не работает мгновенно. Мы вполне могли бы позволить себе немного расслабиться, разрешить детям быть детьми, а между тем найти способ навести порядок в их вселенной так, чтобы это не воспринималось как работа.

К дисциплине через игру (часть 2)

Гордон Ньюфелд

Перевод Анны Горулько и Юлии Твердохлебовой

Источник

Фото: photogenica.ru

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.