Как помочь расцвести детям-орхидеям (часть 3 из 3)

Это последняя, третья часть статьи доктора Деборы Макнамары о чувствительных детях (детях-орхидеях). В первой части автор нарисовала портрет чувствительного ребёнка (ребенка-орхидеи). Во второй – сфокусировалась на типичных трудностях, возникающих при воспитании чувствительных детей.

Как создать наилучшую среду для взросления чувствительных детей?

Все дети нуждаются в благоприятных условиях для развития, но для чувствительного ребёнка это особенно критично – от этого зависит, “расцветет” он или “зачахнет”. Следующие стратегии помогут создать здоровые условия и отношения, благоприятные для всех детей, а особенно для чувствительных.

1. Ограждайте ребёнка от слишком сильных впечатлений.

Заботливые взрослые должны распознавать ситуации, когда окружающая среда, отношения или впечатления оказывают слишком сильное воздействие на чувствительного ребёнка, и ограждать его должным образом. Например, родитель может привести маленького ребёнка на урок музыки и обнаружить, что каждый раз, когда начинает звучать музыка, ребёнок бежит к двери. Для него визуальные или слуховые стимулы могут оказаться чрезмерными, и, как следствие, ему нужно проводить меньше времени в таких условиях или не проводить совсем. Важно, чтобы взрослый видел, что может выдержать ребёнок, пусть даже в небольшом количестве, а не ограждал его от всего полностью. Выталкивание ребёнка за пределы его возможностей, как правило, приводит к тому, что он либо замыкается, либо взрывается истерикой. В то же время бывает и так, что родителю требуется провести чувствительного ребёнка через ситуацию, в которой тот ощущает дискомфорт. Одна мама рассказала такой случай:

В школе у моей семилетней дочери устроили пижамный день. Она надела свою пижаму, но стоило ей только сесть в машину, как она сказала, что чувствует себя некомфортно и хочет переодеться. Я была уверена, что всё будет в порядке, как только она доберется до школы, и что ей важно увидеть, что она способна с этим справиться, поэтому решила помочь ей совладать с этим ощущением дискомфорта и пройти через это. Я сказала ей, что мы попробуем приехать в школу в пижамах, но если что-то пойдёт не так, то я привезу ей её одежду. Она всё время жалась ко мне, пока не увидела свою учительницу, которая появилась в розовом махровом халате и воскликнула: “Пижамный день!” Увидев своих одноклассников в пижамах и с мягкими игрушками в руках, моя дочь расслабилась и вошла в класс. Многим родителям это может показаться пустяком, но для меня это был большой успех.

В одних ситуациях чувствительного ребёнка нужно оградить, а в других – помочь ему встретиться лицом к лицу с тем, что кажется невыносимым или некомфортным. Бывает непросто понять, как лучше поступить, и здесь родителям нужно принять решение, учитывая потребности ребёнка, стараясь понять, что он чувствует, и уверенно помогая ему пройти через ситуацию.

2. Ведите ребёнка по уязвимой территории.

Чувствительные дети, как известно, стремятся избегать того, что огорчает или тревожит. Они могут обходить стороной книги с печальными историями и бояться смотреть детские телепередачи. Родителям нужно бережно продвигаться в этом направлении, когда есть такая необходимость: не подталкивать, а предлагать ребёнку выражать свои эмоции по поводу происходящего. Чувствительные дети часто не хотят смотреть на свои чувства по причине того, что это слишком уязвимо. Возможно, будет лучше обратить их внимание на эмоции зайдя издалека — через детские книжки с картинками или истории, произошедшие с другими людьми. Если у них будет возможность играть, когда они охвачены чувствами, это поможет им выразить свои эмоции в творчестве, движении, постройках или образах. Признавая их сильные чувства, помогая им выражать и называть их, мы подведём их к лучшему пониманию своего внутреннего мира. Считывать сигналы ребёнка и пытаться снимать напряжение прежде, чем грянет гром, лучше, чем ждать пока все дойдёт до крайней точки. Например, один отец рассказал следующее:

Я заметил, что мой девятилетний сын сильно грызёт ногти при просмотре передачи «Остров Гиллигана» – это комедийное телешоу о людях, оказавшихся на острове. Казалось, что он нервничает, и я спросил его, что не так. Он ответил: «Папа, а эти люди когда-нибудь смогут выбраться с этого острова?» Он всегда думает о таких вещах, всегда волнуется из-за того, как будут развиваться события.

Вести за собой чувствительного ребёнка в сфере чувств – одна из самых сложных задач, но это совершенно необходимо для его эмоционального здоровья и зрелости.

3. Перекрывайте любое разделение и проблемное поведение.

Если вам нужно обсудить с чувствительным ребёнком его поведение, лучше делать это вне инцидента, в контексте теплых отношений, и касаться проблемы осторожно. Когда происходит что-то, из-за чего он расстраивается, ему может понадобиться некоторое время, чтобы остыть и чтобы снизилась интенсивность переживаний. Когда вы объясняете ребёнку, что вышло не так, обязательно сообщите ему, что ваши отношения по-прежнему в порядке. Сделайте так, чтобы ему было легко слушать ваши наставления, и сохраняйте отношения незыблемыми. В пылу бушующих страстей вы можете просто сказать ему: «Такое поведение неприемлемо, но мы поговорим об этом позже и найдём решение». Он может сказать: «Я не хочу об этом говорить», на что вы можете ответить, что сделаете так, чтобы разговор получился спокойным, коротким и безболезненным насколько это возможно, но некоторые ситуации требуют обсуждения и разбирательства.

4. Когда нужно, помогайте ребёнку подойти к слёзам.

Для развития психологической устойчивости, чувствительному ребёнку необходимо плакать о том, что он не может изменить и что идёт не так, как он хотел. У чувствительных детей часто случается так, что их большие надежды и планы не реализуются. Они могут хотеть, чтобы хорошие впечатления никогда не заканчивались, они могут хотеть быть идеальными и не допускать ошибок, они могут хотеть повлиять на решение другого, когда не согласны. То, что они не могут изменить, фрустрирует их и иногда приводит к сильным истерикам, особенно в первые годы жизни. После таких взрывов интенсивность эмоций ослабевает, и тогда фрустрация может найти выход через слёзы. В этих мягких, уязвимых слезах зарождается психологическая устойчивость — понимание того, что, даже когда жизнь не складывается так, как хотелось бы, это можно пережить. Чтобы прийти к таким слезам, детям нужны уверенные, заботливые взрослые, которые не побоятся их интенсивных чувств и реакций. Если дети потеряют способность плакать, может возникнуть целый ряд проблем, связанных с поведением и обучением. Лучший способ вернуть чувствительного ребёнка в состояние покоя – это восстановить его эмоциональную уязвимость.

Так как все дети устроены по-разному, решением здесь станут взрослые, которые будут играть ключевую роль в создании условий для развития. Понимание потребностей чувствительных детей проливает свет на важность взаимоотношений со взрослыми и на присущую всем людям эмоциональную уязвимость. Если нам удастся понять чувствительных детей, мы сможем помочь им расцвести и раскрыть удивительный потенциал, заложенный у них внутри. Так как мы ответственны за наших детей, в нашей власти повлиять на путь их развития.

Дебора Макнамара

Перевод Юлии Твердохлебовой

Редакция Надежды Шестаковой

Источник

Фото: pixabay.com/p-1576723/

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *