Сохранять спокойствие и самообладание, когда ситуация выходит из-под контроля

“Когда я спокоен, мне совсем не трудно реагировать терпеливо, проблема в том, что истерики моего ребёнка действуют мне на нервы, и я теряю терпение”. Я слышу, как родители говорят это снова и снова. Это может быть пятилетний ребёнок, который кричит потому, что хочет игрушку, которую увидел на полке в магазине, десятилетний – когда жалуется: брат насорил, а ему убирать! – или пятнадцатилетний, который протестует против заведённого в семье порядка. Родители часто чувствуют, что находятся на пике нервного напряжения из-за ежедневных конфликтов по пустякам.

“Я просто хочу немедленно прекратить безобразие и заняться другими делами!” Однако попытка найти быстрое решение обычно лишь затягивает эти конфликты, а раздражение только портит домашнюю атмосферу и отношения.

Взглянув на детей по-другому, родители могут оставаться спокойными, даже когда их дети совсем неспокойны. Когда родители и дети находятся вместе, родительский и детский мозг выполняют парный танец! Родитель может привести ребёнка в состояние покоя, вместо того чтобы ребёнок заставил родителя метать громы и молнии. Во всех перечисленных выше сценах, как и во многих других, ребёнок переживает фрустрацию – это одна из наших самых базовых эмоций. Ребёнок сталкивается с чем-то, чего он не может получить, c действительностью, с которой он не может согласиться, с ситуацией, которую он хочет изменить. Это нормально, что фрустрация проявляется у них в виде истерики: они могут кусаться, бить ногами, драться, бросать предметы, хлопать дверями, кричать, грубить. Они – дети, и у них ещё не развита способность быстро адаптироваться к определённым ситуациям. Их мозг ещё пока не достиг того уровня развития, который бы позволил им взвешенно обдумать ситуацию со всех сторон и выбрать зрелую поведенческую реакцию. Пройдут годы, прежде чем эти процессы развития мозга приведут к состоянию настоящей  зрелости.

Наиважнейшая роль и, возможно, главная задача родителей – верить и благоприятствовать процессам, которые приведут к формированию лучших человеческих качеств, таких как забота, терпение, вдумчивость, смелость, гибкость, самоконтроль, способность адаптироваться и ответственность. Один из путей, который может позволить родителям выполнить свой родительский долг, – сохранять спокойствие, когда дети неспокойны. Полезно помнить, что дети пока ещё не способны контролировать свои эмоциональные импульсы. Когда родитель остаётся спокойным, терпеливым, сочувствующим, тёплым и любящим, ребёнок чувствует себя в безопасности, поскольку родитель сохраняет способность спокойно справляться с поведением ребёнка, с которым сам ребёнок в этот момент не справляется. И тогда ребёнок успокаивается, приобретая опыт и способность пережить тщетность (невозможность достичь желаемого), адаптироваться и смотреть на подобные жизненные ситуации по-другому. Родители могут видеть себя надёжными проводниками детей, уводя их по  лабиринту чувств от фрустрации и злости к чувствам разочарования и грусти, к смирению с обстоятельствами, которые невозможно изменить. Возможно, такой взгляд поможет родителям сохранять спокойствие и самообладание во время детской истерики.

Шошанна Хэймэн, директор Института Ньюфелда в Израиле, руководитель по разработке учебных программ доктора Ньюфелда на иврите, директор Life Center  (родительский образовательный центр на основе привязанности), преподаватель и консультант для родителей и учителей

Перевод Бориса Герштейн

Фото: www.flickr.com/photos/cgrote/

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *