Ранее обучение в долгосрочной перспективе наносит вред

Исследования выявляют негативные последствия посещения детских садов и подготовительных классов, ориентированных на раннее академическое обучение.

Многие воспитатели детских садов и учителя подготовительных классов говорили мне, что их чрезвычайно огорчает – и иногда до такой степени, что они готовы уволиться с работы – возросшее на них давление в вопросе обучения маленьких детей академическим навыкам и их регулярного тестирования. Они первые свидетели того, к каким плачевным результатам это приводит; кроме того, они считают, что дети получали бы гораздо более ценные уроки играя, исследуя мир и общаясь друг с другом, как это происходило в традиционных яслях и детских садах. И эти подозрения действительно подтверждаются научными исследованиями.

В целом ряде строго контролируемых исследований (обзор некоторых из них приводится в статье Нэнси Карлссон-Пиаже, Герэлин МакЛафлин и Джона Алмон [1]) сравнивались классы с ранним академически-ориентированным обучением и игровые классы. Результаты этих исследований вполне согласуются друг с другом: раннее академическое обучение до некоторой степени повышает баллы в тестах, на выполнение которых оно и нацелено (что не удивительно), но эти первоначальные успехи блекнут в течение 1-3 лет и (по крайней мере по результатам некоторых исследований) в конечном итоге дают обратный эффект. Возможно, более трагичным по сравнению с отсутствием преимуществ в области академических знаний является тот факт, что раннее академическое обучение в долгосрочной перспективе может нанести вред, особенно в сферах социального и эмоционального развития.

Проведённое в Германии исследование помогло изменить образовательную политику страны

Например, в 1970-х годах правительство Германии спонсировало широкомасштабное исследование, в котором 50 выпускников детских садов, где основным видом деятельности детей была игра, сравнили с 50 выпускниками детских садов, обучение в которых строилось на академичном методе прямого обучения (Direct Instruction). [2] Несмотря на первоначальные успехи детей, посещавших детские сады второго типа, к четвёртому классу школы показатели их успеваемости были значительно ниже, чем у детей из детских садов, где играли. А именно, они отставали в чтении и математике и были менее приспособлены в социальном и эмоциональном плане. В то время, когда проводилось это исследование, Германия постепенно переходила от традиционных игровых детских садов к академическим. Отчасти благодаря данному исследованию Германия изменила курс образовательной политики – вернулась к детским садам, где дети играют. Очевидно, что, по крайней мере, в то время немецкие чиновники сферы образования – в отличие от современных американских – действительно уделяли внимание исследованиям и использовали их данные в образовательной практике.

Широкомасштабное американское исследование детей из малоимущих семей

Подобные исследования в США имели схожие результаты. В одном из них, проводившемся под руководством Ребекки Маркон, в центре внимания оказались по большей части дети из очень бедных афроамериканских семей.[3] Как и следовало ожидать, обнаружилось, что среди 343 учеников, принимавших участие в исследовании, те, кто посещали дошкольные учреждения с академическим обучением, сначала показывали более высокую академическую успеваемость по сравнению с детьми из садов, где играли; однако, к концу четвёртого класса результаты сменились на диаметрально противоположные. Теперь дети из детских садов, где играли, показывали лучшую успеваемость, получая существенно более высокие отметки, чем дети из академически-ориентированных садов. Социальное и эмоциональное развитие в этом исследовании не оценивалось.

Эксперимент, в котором отслеживали развитие детей из неблагополучных семей до достижения ими возраста 23 лет

В строго контролируемом эксперименте, который был начат Дэвидом Вейкартом и его коллегами в 1967 году, 68 детей из очень бедных семей города Ипсиланти штата Мичиган были распределены в детские сады трёх разных типов: традиционный (где дети играли), работающий по программе HighScope (похож на традиционный, но с более выраженным руководством со стороны взрослых) и работающий по методу прямого обучения (Direct Insruction, где фокус стоит на обучении чтению, письму, счёту с использованием рабочих тетрадей и тестов). Распределение производилось полуслучайным образом – так, чтобы гарантировать, что все три группы изначально имеют одинаковые показатели. Вдобавок к ежедневному посещению детского сада, эксперимент также включал в себя домашние визиты воспитателей каждые две недели, целью которых было инструктировать родителей, как помогать своим детям. Эти посещения были призваны акцентировать внимание родителей на тех же методах, которые использовались в дошкольных учреждениях. Таким образом, воспитатели из традиционных садов фокусировались на ценности игры и социализации, тогда как воспитатели из садов с ранним обучением фокусировались на академических навыках, работе с рабочими тетрадями и т.п.

Первоначальные результаты эксперимента были схожи с результатами других исследований. Те, кто был в садах раннего обучения, показали раннюю академическую успеваемость, но она вскоре улетучилась. Однако, этот эксперимент имел продолжение – последующие исследования, когда участникам было 15 лет, и когда им исполнилось 23 года. В этот раз между ними не было обнаружено никакой значительной разницы в сфере академических достижений, но наблюдались большие отличия в социальных и эмоциональных характеристиках.

К 15 годам те, кто были в группе раннего обучения, совершили, в среднем, почти в два раза больше «актов неправомерных действий», чем участники из первой и второй групп. В возрасте 23 лет эта разница была еще более существенной. У них часто были разногласия с окружающими людьми, они показывали признаки эмоциональной нестабильности, мало кто из них были женаты и жили со своими супругами и многие успели совершить преступления. На самом деле, к 23 годам 39% из тех, кто в детстве посещал сады с ранним обучением, имели опыт ареста за тяжкие уголовные преступления – это по сравнению с 13.5% в двух других группах; а 19% из группы раннего обучения обвинялись в нападении с опасным оружием, в двух других группах это составляло 0%. [4]

Ссылки:

[1] Nancy Carlsson-Paige, Geralyn Bywater McLaughlin, & Joan Wolfsheimer Almon. (2015). Reading Instruction in Kindergarten: Little to Gain and Much to Lose.  Published online by the Alliance for Childhood. http://www.allianceforchildhood.org/sites/allianceforchildhood.org/files…

[2]  Linda Darling-Hammond and J. Snyder. 1992. “Curriculum Studies and the Traditions of Inquiry: The Scientific Tradition.” Edited by Philip W Jackson. Handbook of Research on Curriculum. MacMillan. pp. 41-78.

[3] R. A. Marcon,  2002. “Moving up the grades: Relationship between preschool model and later school success.” Early Childhood Research & Practice 4(1). http://ecrp.uiuc.edu/v4n1/marcon.html.

[4] Larry J. Schweinhart and D. P. Weikart. 1997. “The High/Scope Pre- school Curriculum Comparison Study through age 23.” Early Childhood Research Quarterly 12. pp. 117-143.

Питер Грей (Peter Gray)

Перевод Ирины Гифт (iRina.gift)

Редакция Юлии Твердохлебовой

Текст приведен с сокращениями, так как выводы Питера Грея относительно приведенных в статье исследований не совсем согласуются с положениями модели развития на основе привязанности, разработанной Гордоном Ньюфелдом, а именно – что ранняя социализация благотворно влияет на будущую взрослую жизнь детей.

Источник

Фото взято с ресурса publicdomainpictures.net

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

12 thoughts on “Ранее обучение в долгосрочной перспективе наносит вред

  1. АлексейП

    Вот теперь хочется узнать, что имеется ввиду под термином «академический метод» обучения?
    Где в России существует такое ранее обучение с таким методом?
    Считаете ли вы различные развивающие кружки для детей дошкольного возраста, где их учат буквам, цифрам, читать, считать, рисовать, различным понятиям (большой, тонкий, одинаковые, различные, пара, прямоуголный, круглый, мягкий, твердый, пушистый и т.д.), цветам, действиям с пластилином и другими материалами (лепить, клеить, вырезать и др.), музыке и другим общим вещам вредными для детей?

    Проблема подобных статей заключается в том, что в них не разъясняется что авторы имеют ввиду под «ранним обучением» и таким образом они вводят в заблуждение тысячи родителей, которые интересуются развитием своих детей в дошкольном возрасте. Эти статьи ставят знак равенства между всеми проявлениями раннего обучения.

    Для чего это делается? Чтобы русские дети стали неучами?!

    Reply
    • Мрия

      Там, где специально натаскивают на буквы, цифры и прочая – да, вредным. Все, что ребенок хочет узнать сам – он узнает, его не надо натаскивать за-ради того, чтобы мама могла похвастаться ранним развитием ребенка.

      Reply
    • Юлия Твердохлебова

      Под термином “академическое обучение” имеется в виду обучение маленьких детей навыкам письма, счета, чтения и т.д. – когда детей сажают и учат, хотят они или нет. Делается это в погоне за “ранним развитием”, которое действительно вполне возможно, только вот в долгосрочной перспективе часто имеет обратный эффект. В России такое сплошь и рядом в различных группах раннего развития.

      Reply
  2. АлексейП

    Очень странно, что наряду с такими важными исследованиями (предотвратить вредное влияние на детей и их развитие) в этих «мудрых» европейских государствах не изучают то вредное воздействие, которое оказывает секспросвет с раннего возраста (аж с детского сада начинают) в этих же государствах?! А также не обращают внимание на ювенальные службы, которые изымая детей из семей и отдавая (а часто передавая из одной принмной семьи в другую) их в приемную, вредят психическому здоровью этих самых детей. Что в свою очередь на самом деле имеет долгосрочные негативные последствия! Вот это они почему не исследуют??? И почему не пишут статьи в своих странах, которые так сильно «заботятся» о негативных последствиях?!

    Reply
    • Мрия

      Есть и такие исследования – но они не выгодны тем, кто наживается на детях, отобранных у родителей.

      Reply
  3. Анастасия

    Абсолютно согласна с первым комментарием Алексея. Можно ребенка в 5 лет загрузить уроками и тестами в тетрадках, а можно все то же самое вводить через игру.
    То же мне, исследования. Я понимаю, если бы у них в 7 лет дети профессионально играли на фортепьяно и говорили на трех языках – тогда да, можно было бы говорить о том, что действительно рано развивали. А если читать-писать учили, причем через скучные тетрадки, да по расписанию – неудивительно, что такой результат.

    Reply
    • Мрия

      Если Вы тратите время, которое ребенок должен отдавать свободной игре на игры с обучением – Вы теряете у своего ребенка возможности эмоционального взросления. Всему – свое время. Интеллектуальное развитие хорошо следом за эмоциональным, а не вместо.

      Reply
  4. Ольга

    Поразительное совпадение!
    Я не ходила в сад, но училась с 5 лет на развивающих курсах. И родители мои старались как можно раньше научить меня счёту, чтению, письму, разные тесты со мной проходили.
    Именно в 4 классе я скатилась с пятёрок на тройки. Мне просто надоело учиться. Потеряло смысл. И я так до конца школы и училась на тройки. И институт бросила, хотя изначально пошла учиться сразу на две специальности, т.к. казалось интересным и “правильным”.
    Последнее, конечно, сыграло мне на руку: я не работаю в офисе, путешествую и веду насыщенный образ жизни, но наверное это тоже в какой-то степени может называться “ассоциальным” поведением.

    Reply
  5. Алла

    Вообще говоря, выборку – дети из наиболее бедных, неблагополучных семей, нельзя назвать репрезентативной, для того, чтобы распространять ее результаты на всех детей. Здесь не учтены ни наследственность, ни условия развития этих детей до того, как они были взяты в эксперимент. Вероятно для детей с этими признаками (с предполагаемыми ограниченными способностями к социальной адаптации и обучению, и возможным недостатком правильного родительского внимания, свойственного таким семьям), именно компенсация социальной функции является главной. Для детей из благополучных семей (с комбинацией хорошей генетики, хороший условий жизни, спокойных, ответственных и любящих родителей) эти базовые коммуникативные навыки могли и начать закладываться раньше и продолжать быть поддержанными в семье не в ущерб образованию. Люди, и дети в том числе, не равны, то что верно для малоресурсных детей может быть совершенно неверно для имеющих плодородный слой как природных богатств, так и привнесенных семьей – этих детей может хватить и то, и на другое. Чтобы это опровергнуть, нужны исследования на других группах.

    Reply
    • Мрия Войчук

      Есть куча других исследований, в том числе и советских авторов, которые показывают что до 7-8 лет, в основном, у всех детей нет способности к правильному обучению по некоторым параметрам – см. Выготского, Эльконина и их последователей.

      Reply
  6. Алла

    Кроме того, корреляция не означает причинно-следственной связи, период их нахождения в детском саду в течение эксперимента настолько мал по сравнению с периодом их дальнейшего взросления, последующих 20-ти лет, что любой здравый смысл и даже небольшое знание факторного анализа показывает, что эти факторы, покрываемые и перекрываемые последующими условиями обучения и жизни этих детей, не могли оказывать столь существенное влияние на их судьбы.

    Reply
    • Мрия Войчук

      Кроме вышеперечисленных аргументов есть еще и иные – развитие идет по принципу надувания шарика – то есть малая область развивается в большую и соответственно на начальных этапах малая деформация, если не заниматься ее компенсацией может дать эффект с большими недостатками. Любые отклонения в здоровье (не только в психическом, но и в физическом) предлагают компенсировать на ранних этапах именно в силу данных причин. Чем на более раннем этапе замечен перекос и над ним идет работа – тем меньше времени и других ресурсов необходимо для исправления.

      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *