Как правильно реагировать на чувства ребёнка

woman-and-child

Часто слышу: “Я знаю, как правильно реагировать на чувства ребёнка, знаю, что надо говорить ему, что с ним, но почему-то это его не успокаивает”. Иногда даже рассказывают про то, как ребёнок недовольно говорит: “Мама, почему ты так странно со мной разговариваешь?”

Я сама это проходила. Даже остался один эпизод, “фотография на память”: стоит старший сын, ему года четыре-пять, он чем-то сильно расстроен, и я говорю что-то очень правильное про то, что “тебе грустно”, или что-то в этом духе.

Я не помню, ни чем он был расстроен, ни точные свои слова, но помню его взгляд, удивленный и испуганный. Помню, что жаловаться он резко прекратил. И ещё очень хорошо помню своё состояние: паника и отчаяние.

Паника от того, что мой ребёнок грустит. Что что-то у него не так. Огромное желание исправить это “не так”, вернуть его в довольное, счастливое состояние. Отчаяние от того, что не справляюсь, делаю всё правильно, а не работает: он не только не становится счастливым, но и замыкается и прекращает со мной разговаривать.

Сейчас я понимаю, что не работало.

Во-первых, хотя я внешне пыталась изобразить эмпатию и сочувствие, внутри меня было совсем другое: желание поменять состояние ребёнка. Я не выдерживала его грусть, его горе, я хотела немедленно их убрать. Я говорила вслух “ты грустишь”, а про себя практически билась в истерике: “Прекрати так чувствовать, это невыносимо, поменяйся немедленно!” И конечно, мой чувствительный сын считывал именно это.

Во-вторых, я была очень озабочена тем, чтобы разговаривать правильно. Я держала экзамен перед какими-то внутренними экзаменаторами на роль хорошей матери. И проваливала его. Я произносила искусственные слова, мой ребёнок реагировал не так, как было написано в книжке, дистанция между нами увеличивалась. Я не справлялась, я была в отчаянии.

Со всей этой внутренней драмой мне было не до горя ребёнка. Я тонула в собственных чувствах и не могла ничем ему помочь.

В психологии есть понятие “эмоциональное контейнирование”. По-простому – это способность выдерживать чужие чувства, быть рядом с человеком, испытывающим сильные чувства, не пытаясь их изменить. Когда у меня у самой много чувств, которые я не могу вынести, переварить, пережить, мой собственный “эмоциональный контейнер” переполнен – и я не могу вынести чужих чувств.

Одна из задач родителей – быть тем самым “эмоциональным контейнером” для детей. Выдерживать детские чувства. А для этого нужно научиться выдерживать свои чувства: узнавать их, уметь отделять от чувств детей, уметь себя поддерживать.

Иногда у взрослых так много своих непереносимых чувств, что нужна помощь. В частности, помощь психотерапевта, который может служить тем самым “эмоциональным контейнером”. Временно, пока человек сам не научится выдерживать свои переживания, пока не научится “быть с собой рядом” в моменты, когда его захлёстывают эмоции.

Если какие-то чувства детей неизменно вызывают сильные, непереносимые переживания внутри – это повод разбираться с собой. Но это не всегда (скорее редко) быстрый путь. А детям нужна наша помощь уже сейчас.

Поэтому важно почаще напоминать себе, что тот, кто прямо сейчас нуждается в помощи, – это мой ребёнок. Напоминать себе, что я взрослый, тот, на кого ребёнок рассчитывает. Видеть ребёнка нуждающимся в поддержке, в сочувствии.

И видеть себя нуждающимся в поддержке и сочувствии. И если мне с ребёнком одновременно плохо, сказать себе: “Я вижу, что тебе плохо. Я обещаю тебе помочь. Я не забуду, я не буду “задвигать” тебя. Но сначала я должна поддержать своего ребёнка”.

Статья опубликована с сокращениями.

Екатерина Бойдек

Источник

Фото взято  ресурса  www.publicdomainpictures.net

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *