Почему маленькие дети такие импульсивные и неуравновешенные

Черты личности дошкольника вызваны незрелостью мозга и характеризуются поведением, которое навязчиво, привлекательно, импульсивно, беспокойно, восхитительно, бездумно, великодушно, изменчиво, агрессивно, упорно и совершенно непредсказуемо.

Маленькие дети испытывают шквал чувств, мыслей, импульсов и предпочтений, но не могут удержать их вместе, чтобы составить ясную картинку. “Нарушения” дошкольника не намеренны, а обусловлены его развитием. Роль взрослых заключается в том, чтобы создать условия, которые позволят мозгу созревать естественным образом, и не бороться с симптомами личности дошкольника.

Нейробиология движется вперед, и мы узнаем все новые детали плана развития мозга маленьких детей и понимаем, насколько они на самом деле незрелые. Когда ребенок рождается, его мозг – самая недифференцированная часть тела, что означает отсутствие специфичного функционирования его клеток и открытость для формирования средой. Его развитие зависит от контакта и близости с фигурами привязанности.

Первые 3 года жизни отличаются наибольшей нейронной активностью. По данным психиатра Дэниела Сигела, проводящие пути между нейронами растут стремительно, позволяя передавать сигналы все быстрее, эффективнее и сложнее. Вовлеченность в общение с людьми и переживаемый опыт создают, активируют и укрепляют нейронные пути. Мозг – живая система, являющаяся самой сложной из всех естественных и искусственных структур на Земле. Он обладает неотъемлемой способностью перестраивать себя и адаптироваться к окружающей среде.

Мозгу маленького ребенка требуется в среднем от 5 до 7 лет здорового развития для полной интеграции – то есть для того, чтобы части мозга установили связь друг с другом. Интеграция мозга – это глобальное явление, соединяющее несколько слоев нейронных цепей как вертикально, начиная с нижней части мозга и двигаясь наверх, так и билатерально, постепенно связывая друг с другом левое и правое полушария. Интеграция правого и левого полушарий в префронтальной коре критична для развития управляющих функций, но занимает больше времени, чем в других частях мозга. Управляющие функции включают в себя способность к суждениям, гибкому мышлению, планированию, организации и самоконтролю. Они закладывают фундамент для способности к проницательности, воображению, творчеству, решению проблем, общению, эмпатии, нравственности и мудрости. Пока префронтальная кора не будет достаточно интегрирована, маленький ребенок будет оставаться импульсивным и неуравновешенным.

Развитие мозга продолжается и в подростковом возрасте, но между 5 и 7 годами происходят значительные изменения. Причиной характерных черт личности дошкольника является незрелый мозг, который не может понять смысл всей входящей информации и сигналов, которые он получает. Левое и правое полушария развиваются по отдельности до тех пор, пока не смогут эффективно поддерживать связь друг с другом. Как следствие этого, маленький ребенок может уделять внимание лишь одному набору сигналов одновременно. Мозг непрерывно объявляет мораторий на рассмотрение конкурирующих сигналов, чтобы дать ребенку возможность полностью понять что-то одно в каждый момент времени.

Когда  дети уходят с головой во что-то, они забывают обо всем остальном на свете. Это уникальная способность мозга – переставать обращать внимание на конкурирующие раздражители, для того чтобы на что-то настроиться. Как-то я наблюдала за маленьким ребенком, завороженно изучавшим ракушку на морском побережье. Его мозг старательно отсекал конфликтующие раздражители, чтобы сконцентрироваться на форме, размере, текстуре и звуке ракушки. Ребенок был удивлен и огорчен, когда волна – как ему показалось, неожиданно подкравшись, – окатила его с ног до головы. Его внимание к окружающему миру не было ошибкой или признаком проблем с вниманием, это был стратегический и целенаправленный замысел развития. Как шоры на глазах у лошади, мозг мальчика отсеивал лишние раздражители так, чтобы он мог внимательно изучать ракушку среди стольких отвлекающих факторов.

Когда ребенок сможет в достаточной мере отличать сигналы друг от друга, мозг будет интегрировать их в префронтальной коре с помощью мозолистого тела. Иными словами, шоры спадут и откроют мир в двух измерениях, потому что появится когнитивный аппарат для понимания смысла конфликтующих сигналов.

Когда правое и левое полушария будут достаточно развиты, префронтальная кора превратится в “чашу для смешивания” конфликтующих чувств, мыслей и импульсов. Обычно это происходит между 5 и 7 годами. Ребенок начинает испытывать внутренний диссонанс, и у него появляется совесть. Например, если раздраженный ребенок собирается бросить что-нибудь, у него может возникнуть конфликтующий или конкурирующий импульс, который скажет ему: “Не бросай, ты можешь сделать кому-нибудь больно”. Если раньше его день проходил либо “хорошо”, либо “плохо”, теперь ребенок может сказать вам, что день прошел “и так и эдак”. Теперь он может сказать, что ему хотелось взять чужую вещь, но он не стал этого делать, потому что знает, что это плохо. Когда дети вступают в переход от 5 к 7 годам, у них появляется способность учитывать две стороны одного явления одновременно и сочетать две разных мысли. Именно смешивание чувств и мыслей в префронтальной коре в конце концов тормозит неуравновешенные действия и порождает самоконтроль.

Антидотом для сильных эмоций и импульсов оказываются конкурирующие сильные эмоции и импульсы – если их свести вместе, они производят парализующий эффект. Внутренний конфликт, созданный противоречивыми чувствами и мыслями, ставит энергию эмоции на паузу. Например, ответом на страх является желание, и это порождает мужество. Ответом на фрустрацию становится забота, и это порождает терпение. Когда чувствам и мыслям предоставляется достаточно места и их конфликт поощеряется, начинается “поединок”. Цель – сплести вместе эмоции и мысли, что приведет к более зрелому характеру.

Когда вместе с интеграцией полушарий созревает префронтальная кора, маленький ребенок преобразуется как личность, и дошкольные времена подойдут к концу. Важность перехода от 5 к 7 годам как вехи в развитии ребенка нельзя переоценить. Это главный ответ на проблемы, присущие дошкольному возрасту, и место зарождения как личностной, так и социальной интеграции.

Ребенок с личностной интеграцией сможет двигаться на пути к цели, думать, прежде чем говорить, и сдерживаться, когда раздражен. Он будет выглядеть более разумным и рассудительным, его логическое мышление будет сложнее. Способность к связному повествованию теперь сможет сформировать и обеспечить ребенку последовательный образ своего “я”, который позволит ему быть вместе с другими детьми, не теряя ощущения того, кто он такой. Ребенок совершит скачок в развитии, у него появятся самосознание, сдержанность и способность к концентрации внимания. Импульсивность отступит, и ребенок станет более сдержанным и не таким возбудимым. Родителей должны обрадовать такие признаки самоконтроля у детей – одна из самых важных, переломных вех в развитии ребенка раннего возраста.

Что касается социальной интеграции, способность контролировать свои импульсы поможет ребенку встроиться в окружающую среду, где необходимы умение соблюдать очередность, объективное восприятие и чуткость. Ему будет легче сходиться с людьми и считывать сигналы в социальном взаимодействии.

Развитие мозга спонтанно, не не неизбежно. Здоровое развитие опирается на доступность фигур привязанности и на то, как они заботятся об эмоциональной системе ребенка. Созревание мозга обеспечивает естественное решение проблем дошкольного возраста, но его нельзя ни ускорить, ни подтолкнуть, ни наработать на практике. Дети растут, когда взрослые окружают их “садами” отношений, в которых можно играть и процветать.

Фигура привязанности – одно из центральных понятий теории привязанности, определяющее “объект привязанности”, т.е. Того человека, к которому возникает привязанность. Теория привязанности – психологическая модель, которая пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений. У новорожденных, привязанность как мотивационно-поведенческая система направляет ребенка к поиску близости со значимым взрослым, когда они встревожены, ожидая, что они получат защиту и эмоциональную поддержку. Важнейшим принципом теории привязанности является то, что для успешного социально-эмоционального развития, и в частности для того, чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребенок должен развивать отношения как минимум с одним значимым взрослым.

Дебора Макнамара (Dr. Deborah MacNamara), отрывок из книги “Покой, игра, развитие” 

На фото адаптированный слайд из курса Института Ньюфелда “Интенсив 1: Понимать детей”

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *