О важности скуки для детей

Раньше жалобы детей на скуку были обычным делом. Но сегодня, когда каждая секунда их жизни может быть занята каким-либо приложением, подкастом, вебизодом, видеоигрой, вирусным видео, электронной книгой (или даже, хоть в это и трудно поверить, настоящей книгой!), возможности поскучать практически нет. А что если она вообще останется в прошлом? Тогда по крайней мере больше не придется слышать нытьё в духе “Мнеее скучноооо“, хорошо ведь?

По мнению Терезы Белтон, приглашенного лектора Школы Образования и Непрерывного Обучения Университета Восточной Англии и исследователя скуки, от свободного от любых занятий времени вовсе не тупеешь, а наоборот — мозг начинает работать лучше. В подтверждение своих слов она приводит результаты исследования, которое показало, что бездействие развивает творческие навыки и нестандартное мышление. “Не нужно бояться скуки, нужно рассматривать ее как возможность”. Вот почему стоит воздержаться от стремления все время “занимать” детей:

Нечем заняться… кроме самопознания

Хотите, чтобы ребенок имел собственное мнение и идеи? Позвольте ему познать скуку. Со ссылкой на результаты исследования Белтон пишет, что, когда дети не заняты, они “проявляют инициативу, самостоятельность и меньше зависят от взрослых, которые придумывают для них занятия”. Однако поначалу они, конечно, могут возмущаться и капризничать.

В блоге “The Conversation” Белтон пишет о том, что скука помогает развивать “любопытство, настойчивость, игривость, уверенность и заинтересованность” — черты, которые нравятся всем нам и которые, как ни странно, помогают детям расти умными и “нескучными” людьми.

Скучающие дети — не повод винить себя

Приобщение детей к скуке имеет свои плюсы: вам не придется больше винить себя за то, что им нечем заняться. Даже наоборот, ваши планы на неделю должны включать время, когда “планов нет”. “Постарайтесь избавиться от чувства, что ваша обязанность — чтобы ребенок был чем-то занят каждую секунду своей жизни”, — говорит Белтон. Вот и всё!

Хотя нет, подождите, не всё. Важно также понять смысл этого дискомфорта. Помните: скука — это возможность. Мозг, который не занят “листанием” планшета, собиранием пазла или чем-то другим, больше расположен к тому, чтобы познавать новое, экспериментировать и заниматься чем-то необычным. Кроме того, если рассматривать воспитание детей в долгосрочной перспективе, вас ждет еще много вещей, за которые можно будет себя винить. Еще успеете.

Но это не значит, что вы теперь совсем свободны

Ребенок может занять себя — но лишь на какое-то время. Белтон утверждает, что в конце концов придется помочь и подтолкнуть его в правильном направлении, чтобы он смог найти себе что-то интересное, если потерялся в многообразии возможностей. Дайте ему подсказку. Спросите, что бы он мог сделать с трубкой от оберточной бумаги. Чем мог бы накормить свою мягкую игрушку? (Если повезет, это будет та самая трубка!) Такие подсказки менее эффективны для маленьких детей, чем для школьников, потому что им еще не от чего отталкиваться. Но важно, чтобы они развивали творческие навыки и открывали в себе новые черты, о которых мы писали ранее.

Скука полезна и родителям

Несмотря на то что взрослым не всегда удается поскучать, вы тоже можете извлечь из скуки свою выгоду. “Было доказано, что очень важно позволять себе “витать в облаках””, — говорит Белтон. Это не так легко, как кажется на первый взгляд, учитывая, что голова все время чем-то занята: от сообщений по работе до графика приема детских лекарств.

Но нужно найти время. Разум, которому дают “подышать”, генерирует интересные идеи и нестандартные решения сложных проблем. “Нужно время, чтобы поразмыслить о прошлом, настоящем и, возможно, будущем”, — пишет Белтон.

В конце концов, все лучшие и неожиданные мысли приходят нам в голову, когда мы принимаем душ. (И это единственная неожиданность, которой мы в такой момент рады).

Как скучать лучше

Прежде чем ничего не делать, нужно что-то сделать. Белтон дает несколько советов, которые вы можете подсказать своим детям, чтобы они могли занять себя самостоятельно:

— Полежи на траве, глядя на облака. Это классика, не требующая объяснений. Если вы не знаете что это, у вас было ужасающе структурированное детство. “Когда просто лежишь и думаешь, появляются новые отношения с самим собой”, пишет Белтон.

— Поиграй с тенями рук. Это такая мирная версия боя с тенью. Да, возьмите фонарик и проверьте, кто лучше изобразит трицератопса. Это сложнее, чем кажется!

— Устрой настоящий (или вымышленный) праздник. Можно вообразить, как вы на нем что-то едите. Простые сюжеты оказываются более гибкими и вдохновляют наше воображение так, как не может ни одна специально разработанная игра или игрушка,” — утверждает Белтон. Поэтому пластилин подойдет и в качестве закуски, и в качестве первого блюда, и в качестве десерта.

Главная мысль состоит в том, что бить баклуши — не значит терять время зря. Мозг ребенка получает возможность восстановиться от обилия информации, и вам не приходится больше постоянно придумывать ему развлечения. Поэтому в следующий раз, когда в дождливое воскресенье вы соберетесь высыпать на пол гору игрушек, задумайтесь, не стоит ли позволить скуке сделать свое дело?

Чейз Шайнбаум (Chase Scheinbaum)

Перевод Елизаветы Котовой

Редакция Юлии Твердохлебовой

Источник

Фото http://theconversation.com/how-kids-can-benefit-from-boredom-65596

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *