Противление: почему дети становятся непослушными

Приглашаем вас на новый онлайн-курс Института Ньюфелда «Противление», который пройдет в октябре-ноябре 2017 года. Противление, несомненно, является наиболее непонятой и неверно толкуемой динамикой в отношениях между взрослыми и детьми. Простота противления резко контрастирует с серьезностью проблем, которые оно создает для родителей, учителей и всех, кто имеет дело с детьми.

Противление — это автоматическое инстинктивное сопротивление любому давлению. Этот инстинкт пробуждается, если человек чувствует, что его пытаются контролировать или давят на него для извлечения собственной выгоды. В его крайнем проявлении этот инстинкт можно наблюдать в конце второго года жизни. Противление обязательно возвращается на сцену в подростковом возрасте, но оно может быть активировано в любой период.

Противление — это нормальное состояние для ребенка, но ориентация на ровесников значительно усилила его. Мы по себе знаем, что давление может встречать инстинктивный отпор, но почему-то забываем об этом, общаясь с детьми. Противление проявляет себя тысячами способов. Оно может прозвучать инстинктивным «Неть!» ходунка, фразой «Ты не можешь командовать мной!» ребенка постарше, стать причиной упрямства, непослушания или демонстративного неповиновения. О нем можно догадаться по манере общения подростка.

Противление может выражаться через пассивность, промедление или действия, противоположные ожидаемым. Оно может явиться в виде лени или отсутствия мотивации. Его выдает склонность к спорам и воинственный настрой подростков, часто воспринимаемый родителями как дерзость. Многих детей, движимых противлением, увлекает идея нарушения табу и демонстрация асоциальных взглядов. Не важно, как оно выглядит, движущая сила у него всегда одна и та же: инстинктивное сопротивление давлению.

Уже сам факт того, что что-то для нас важно, может стать для ребенка весомой причиной этого не делать. Чем больше мы давим на своих детей, заставляя их есть овощи, убираться в своих комнатах, чистить зубы, выполнять домашнюю работу, напоминая им о хороших манерах или о внимательном отношении к братьям и сестрам, тем меньше они склонны выполнять наши просьбы. Чем яснее мы выражаем наши ожидания, тем больше они фокусируются на том, чтобы их не выполнять.

Все это может происходить даже в самых нормальных и естественных обстоятельствах — то есть тогда, когда дети привязаны к воспитывающим их взрослым.

Записаться на курс

Противление растет, когда привязанность ослабевает. Базовое сопротивление давлению обычно сдерживается, если не полностью блокируется привязанностью. Это мы тоже знаем по собственному опыту: когда мы влюблены, ни одно желание наших возлюбленных не кажется нам чрезмерным. А требования человека, с которым мы не чувствуем связи, мы очень вероятно проигнорируем. Ребенок, который хочет быть близок с нами, скорее всего, будет стараться соответствовать нашим ожиданиям.

Выполнение требований людей, не входящих в круг привязанностей ребенка, идет вразрез с его чувствами. Поведением незрелых подростков часто управляет та же самая сила, хотя способ ее выражения бывает уже не столь невинным. В ситуациях, когда люди, к которым они не привязаны, говорят, что им делать, противление может стать их основной реакцией на мир взрослых.

Когда у ориентированных на ровесников, движимых противлением детей спрашивают, что для них важнее всего, очень часто они отвечают: «Не позволить никому командовать мной». Их противление так сильно, что взрослым они кажутся неуправляемыми и неисправимыми. Но дети просто следуют своим инстинктам, не повинуясь тому, с кем они не чувствуют связи.

Инстинкт противления бросает вызов нашим представлениям о детях. Все наши действия основаны на убеждении, что дети должны быть всегда одинаково восприимчивы к указаниям, получаемым от ответственных за них взрослых. Дети действительно по природе своей податливы, но только в контексте связи и только когда привязанность достаточно сильна.

В правильном контексте противление, как и все другие естественные инстинкты, служит благим и важным целям. Оно выполняет двойную функцию развития. Его первичная роль — защищать ребенка от указаний и влияния людей, не являющихся частью круга привязанностей ребенка. Оно необходимо, чтобы чужие люди не смогли сбить ребенка с пути или управлять его волей. Противление также способствует развитию собственной воли ребенка и его независимости.

Противление можно сравнить с маленькой изгородью, которая оберегает свежезасеянную лужайку от грубых сапог. Поскольку первая нежная травка только начинает пробиваться, защитный барьер должен оставаться на месте до тех пор, пока собственные идеи, мнения, инициативы и перспективы ребенка не укоренятся и не станут достаточно сильными, чтобы выдержать даже пренебрежительное отношение, оставаясь в целости и сохранности. Без такой защитной изгороди зарождающаяся воля ребенка не сможет выжить.

В подростковом возрасте противление служит той же самой цели, помогая молодому человеку ослабить свою психологическую зависимость от семьи. Чтобы разобраться, чего мы хотим, мы должны получить свободу не хотеть. Оставляя в стороне ожидания и требования родителей, противление помогает расчистить место для развития собственных мотивов и наклонностей ребенка.

Таким образом, противление — это естественная движущая сила, проявляющаяся в жизни всех детей, даже тех, у кого привязанности НЕ нарушены.

У большинства привязанных к взрослым детей противление хоть и возвращается периодически, но быстро проходит. Оно ограничивается ситуациями, в которых давление, применяемое взрослыми, чтобы призвать ребенка к порядку, превосходит силу привязанности, которой располагает взрослый в конкретной ситуации.

Полностью избежать подобных моментов не удастся. Но мудрый родитель, доверяющий своей интуиции, сможет свести их к необходимому минимуму, к ситуациям, когда обстоятельства или благополучие ребенка требуют, чтобы взрослый диктовал свою волю. Если мы не осознаем действия привязанности и противления, мы можем не почувствовать, где пролегает граница между ними. Мы можем нечаянно перейти границу, даже когда в этом нет нужды. Часто противление принимают за силу характера ребенка, считают его проявление целенаправленной попыткой идти по своему собственному пути. Но сильной здесь является защитная реакция, а не сам ребенок. Чем слабее воля, тем сильнее противление.

Записаться на курс

Гордон Ньюфелд (отрывок из книги «Не упускайте своих детей», глава 6, текст приведен с сокращениями)

 [info] lara_barabu

Фото Ивана Трояновского

 

 

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *