Процесс длиною в жизнь, или о чем рассказывает курс «Интенсив I. Понимать детей»

Вопрос: Развитие личности, личностный рост, личностный потенциал – эти словосочетания сейчас у многих на слуху. Все к этому стремятся, многие ходят на тренинги, другие ищут себя, рассуждая, что им мешает этот потенциал раскрыть, а что помогает. Мы часто соотносим это с ощущением полноты своей жизни, наполненностью смыслом, гармоничными отношениями. Но все это кажется уж совсем взрослым, далеким от детского беззаботного мира. Потому интересно, почему вы говорите о личностном потенциале на семинарах о детско-родительских отношениях?

Психологическое взросление – процесс длиною в жизнь. Так не бывает, чтобы раз! и однажды проснуться зрелым человеком, уравновешенным, рассудительным, способным отвечать за свои поступки, заботиться о близких, уважающим свои и чужие границы, умеющим найти общий язык с окружающими и взаимодействовать с другими без потери собственного «я». Зрелость – плод многих трансформаций, никто не рождается зрелым, и пройдут годы, прежде чем мы хоть немного приблизимся к тому, чтобы считаться зрелым и мудрым человеком.

Начинаются процессы взросления в детстве, часто с не очень заметных вещей: с того, что малыш отбирает у нас свои колготки и с криком «я сам!» пытается натянуть их на себя, наотрез отказываясь от нашей помощи, или гордо демонстрирует нам свой рисунок, или бежит успокаивать младшую сестру, потому что та плачет и это невыносимо, или после нудного нытья «мне скууучно» погружается в свободную игру, или углублённо созерцает проплывающие по небу облака, или внезапно соглашается вначале съесть обед, а потом сладкое. Есть много признаков того, что процессы взросления активны в ребёнке, но надо знать, куда смотреть, на что обращать внимание.

Также полезно знать, как поддерживать взросление, как не навредить и обеспечить благоприятные условия. Ведь, как и в случае с любыми плодами, плоды зрелости, кроме времени на созревание, требуют ещё и определённых условий: с одной стороны, поддерживающей заботы и тёплых принимающих отношений со значимыми взрослыми, с другой стороны, признания и принятия того, что ребёнок – отдельное существо со своим внутренним миром, с правом на эмоции и проявления плодов взросления.

Крепкая и надёжная связь ребёнка с заботящимися о нём взрослыми, которая при этом не препятствует самовыражению, является наиболее благоприятной средой для психоэмоционального развития его личности. Именно поэтому я уделяю так много внимания вопросам взросления именно в контексте детско-родительских отношений.

Вопрос: Чем ваша методика, чем ваш подход к решению этого «раскрытия личностного потенциала» отличается от других?

Уникальность нашего подхода в том, что он объединяет два, казалось бы, противоположных направления в психологии: гуманистическую психологию и теорию привязанности. Цели одной поддерживаются методами другой и наоборот. Мы связали знание законов и процессов развития с пониманием важности привязанности и впервые показали взаимосвязь психологического взросления и ощущения надёжной безопасной связи с заботливым взрослым.

В нашем подходе мы показываем разницу в том, как происходит психологическое взросление, когда ребёнок растёт с ощущением надёжной безопасной привязанности и без неё. Объясняем взаимозависимость, указываем, на что обращать внимание, как дать ребёнку почувствовать нашу поддержку и безусловное принятие и способствовать развитию его личностного потенциала.

В современной психологии существует целый ряд течений и школ, занимающихся изучением развития личностного потенциала, многие блестящие представители психологической науки посвятили свои работы  поиску ответов на вопросы: каким образом происходит психологическое взросление, как оно выглядит и что требуется для психологической зрелости, для достижения личностного потенциала. Вклад таких учёных, как Карл Юнг, Эрик Эриксон, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и других невозможно переоценить. Их идеи до сих пор активно развиваются в рамках гуманистической психологии.

Подробнее о курсе «Интенсив I» и регистрация здесь:

При этом, сосредотачиваясь на изучении того, что бросается в глаза, то есть проявлений зрелости или, как мы ещё говорим, плодов взросления, психологи часто упускают из виду невидимое: ведь, чтобы растение давало плоды, оно должно откуда-то черпать питание, а значит, ему нужны благоприятные условия для роста и здоровые корни; чтобы расти психологически, человек должен на что-то опираться; чтобы взлететь, надо, чтобы было от чего оттолкнуться.

Такой базой для роста, обеспечивающей благоприятные условия и питающей корни личности, является крепкая надёжная связь ребёнка с «его» взрослыми, или привязанность. Привязанность – утроба для развития, жизненно важная связь, которая одновременно и защищает неокрепшую личность ребёнка от непосильных испытаний, и предоставляет необходимый простор для развития индивидуальности.

Привязанность – это те корни, которые дают ребёнку силы расти и расцветать. Корни не видны, но все понимают, насколько они важны для развития.

В современной психологии есть целое направление, которое называется «психология привязанности». Его основоположник, английский психоаналитик Джон Боулби, ещё в 50-х годах XX века заметил, какую важную роль в физическом и психологическом развитии ребёнка играет ощущение «возле мамы тепло и безопасно, она всегда рядом, если что, придёт и спасёт».

Без контакта со взрослыми дети чахнут на глазах в буквальном смысле слова. Существует несколько шокирующих исследований, проводившихся в домах малютки в США, Румынии и Северной Корее. Для новорожденных там были созданы все условия, кроме одного: младенцев не брали на руки. Не разговаривали с ними, не улыбались, не устанавливали контакт.  Детская смертность в этих заведениях превышала 80%! В разы выше, чем в самых грязных и бедных районах, где у жителей нет доступа к медицинской помощи, чистой воде и еде в достаточном количестве, но дети рождаются и воспитываются в окружении взрослых, которые хотя бы изредка обращают на них внимание.

Такая зависимость от контакта с близким взрослым имеет свои эволюционные причины и объяснения. Человеческие детёныши рождаются очень беспомощными и сильно зависят от тех, кто будет за ними ухаживать.  Шансы новорожденного выжить в одиночку равны нулю. Привязанность – изобретённый природой механизм, который позволяет удерживать рядом ребёнка и заботящегося о нём взрослого.

А теперь вопрос: удерживать ради чего? И как долго?

Классическая теория привязанности говорит нам о том, что ощущение контакта жизненно важно для младенцев и детей первых лет жизни. Она сосредотачивает своё внимание на периоде от 0 до 3 лет и ограничивает понимание близости физическим взаимодействием: ребёнок близок с мамой, когда он может её видеть, слышать, трогать, чувствовать её запах и попробовать её на вкус. Важно, чтобы мама была эмоционально отзывчива на нужды ребёнка, но речь идёт именно о непосредственном физическом контакте.

Мы же рассматриваем привязанность как утробу для психологического развития, как  платформу для самореализации, когда в тёплой и принимающей среде зарождаются ростки новой самостоятельной личности. Становление личности не заканчивается в 3 года, а ощущение близости не ограничивается физическим контактом.

Каким образом надёжная связь с заботливым взрослым даёт ребёнку простор для психологического роста и развития, я рассказываю на нашем базовом курсе от Института Ньюфелда – «Интенсив I. Понимать детей».

 

Ольга Писарик

Источник

Фото из источника

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *