Одарённая/Gifted (2017)

Этот трогательный размеренный фильм независимой киностудии очень наглядно демонстрирует нам, каким может быть ребёнок, растущий в надёжной привязанности. Такой вопрос часто возникает при изучении нашего подхода (Института Ньюфелда): а как же выглядят эти «нормально развивающиеся» дети со здоровым процессом становления? Как они ведут себя, что отличает их от тех детей, у кого процессы развития затормозились или остановились полностью? Можно обратиться к этому фильму, чтобы увидеть пример такого ребёнка – один из многих возможных вариантов. И дело совсем не в её одарённости, как следует из названия фильма.

Да, у Мэри есть талант в области математики, но помимо этого природного дара, доставшегося ей по наследству, в ней жив интерес к учёбе, собственная мотивация, она учится без принуждения и наград, просто потому что математика – это так круто! Искренний природный интерес помогает ей читать серьёзные научные книги, которые многим из нас показались бы ужасно скучными, слушать лекции в университете по собственному желанию и решать сложные уравнения.

Так выглядит ребёнок, который обнаружил свою склонность и получает истинное удовольствие от следования ей. Иногда это состояние можно спутать с зацикленностью на одном предмете, которое бывает у детей и взрослых с неблагополучной привязанностью. Но Мэри совсем не из таких детей – в её жизни есть другие интересы, помимо учёбы, она поёт и танцует с соседкой, создаёт фигуры из песка, играет со своим котом и с детьми на площадке, любит проводить время со своим дядей-опекуном, кататься на катере. Она открыта новым привязанностям, как к людям, так и к занятиям, смело исследует мир.

Все эти прекрасные плоды развития распускаются в ней на прочном фундаменте отношений с её самым близким и дорогим человеком – родным дядей, который опекает её после смерти мамы. У него простая работа и небогатая жизнь, но он может дать ей главное – своё сердце. Как настоящая заботливая альфа он считывает её потребности и старается действовать в её интересах, даже если в какой-то момент ему приходится жертвовать своими.

Наверное, это высшая степень преданности ребёнку, если ты даже готов отдать его другим людям, думая, что так ему будет лучше… Здорово, что в конце концов ему в голову приходит мудрая мысль: «Если Мэри такая классная, умная, милая девочка, значит, и я не так уж плох»! А он действительно более чем неплох в роли её родителя, он ответственно принимает решения, иногда даже наперекор тому, чего хочет она сама, – ведь дети не всегда знают, что из их желаний пойдёт им на пользу, и нам бывает необходимо запретить им «ещё одну конфетку» или мультик.

Сообщая ей неприятные известия, он готов принять её чувства по этому поводу, утешить её в грусти, не пускаясь в торги и не перекладывая на неё ответственность. Он и сам в хорошем контакте со своими чувствами, способен грустить, испытывать вину и признавать свои ошибки. Отстаивая свою позицию в спорах с токсичной матерью, он способен быть уравновешенным. Думаю, многие из нас в такой ситуации не смогли бы продемонстрировать подобное самообладание.

При его поддержке Мэри прекрасно развивается, она тоже может грустить и плакать, это признаки одного из трёх важнейших процессов развития – адаптации. Ей доступны и другие чувства, в том числе очень уязвимые – «А  если я им не нравлюсь?» Закрывшись от него после расставания, она быстро оттаивает снова, рассказывает дяде, что скучала по нему, и плачет у него на руках.

При этом она совершенно не является беспроблемным «золотым» ребёнком, как можно было бы ожидать. Все её чувства при ней – это замечательно для её развития, но бывает очень громко для окружающих. Она бурно протестует, если недовольна, бывает агрессивной, если ситуация того требует, плачет от всей души и так же открыто радуется. Если описывать кратко душевное здоровье ребёнка, то это как раз и будет максимально широкая гамма доступных ему чувств. Ей очень повезло, что её самый близкий человек способен их принимать. Неудивительно, что она безмерно скучает по нему в разлуке и готова отказаться от всех богатств мира, только чтобы быть с ним рядом, ведь именно он – её настоящая семья.

Параллельно в фильме разворачивается и другая история, очень похожая своим началом и кардинально отличающаяся продолжением, – про маму Мэри, ещё одну одарённую девочку, которой не так повезло с принимающим окружением, и вся энергия которой ушла в область её таланта. Дойдя до высот в своей области, она столкнулась с неизбежным непереносимым вопросом: «Что мне теперь делать?» У неё не оказалось рядом достаточно заботливых людей и других занятий, которые поддержали бы её в минуту падения…

Фильм заряжает вдохновением с лёгким оттенком грусти, придаёт веры в свои родительские силы и в мудрость природы, которая снабдила нас и детей всем, что необходимо для их гармоничного развития. Всё это есть у нас внутри, нам нужно только заглянуть в себя поглубже и следовать своим родительским инстинктам.

 

Ирина Маценко

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *