Гордон Ньюфелд об утрате культурных ценностей (часть 2)

Что я пытаюсь делать, соединяя кусочки пазла в целостную картину, — так это понять, каковы же неотъемлемые психологические характеристики зрелой личности. Ведущую роль в раскрытии человеческого потенциала выполняет игра. Традиционная культура защищает игру — через искусство, музыку, движения и так далее. Культура определяется игрой. А в основе игры лежит концепция покоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя. И с психологической точки зрения мы знаем, что покоя нет, если он постоянно ищет удовлетворения своих потребностей в привязанности, ищет контакта и близости.

Если человек не находит отдыха от поиска удовлетворения потребности в значимости, принадлежности и так далее, то перед нами встает проблема, касающаяся как покоя, так и игры. Сегодня, благодаря исследованиям значения игры, мы можем определить психологическое здоровье с помощью этих концепций. И все это, безусловно, опосредовано эмоциями. Мы должны быть способны чувствовать свои эмоции. Я использую для этого термин «мягкое сердце».

Когда нам нужно существовать в ранящем окружении, наш мозг автоматически вмешивается в работу системы обратной связи эмоций, и мы теряем наши чувства. И опасность сегодня в том, что наши дети теряют связь со своими чувствами. А когда они теряют эту связь, они не могу ощутить покой и теряют способность играть. Поэтому мягкое сердце абсолютно необходимо. И мы знаем, что главная защита для мягкого сердца — это надежная привязанность ребенка к заботящемуся о нем взрослому.

Поэтому все, что находится в этой пирамиде — игра, покой, мягкое сердце и надежные отношения, — все это абсолютно необходимо. Культура может быть носителем этих ценностей. А религия, в свою очередь, часто является носителем культуры. Но если теряются вот эти главные составляющие, если исчезает игра, если исчезает покой, если мы теряем способность чувствовать свои эмоции и мягкие сердца остаются без защиты надежных отношений, то тогда перед нами возникает риск столкнуться со множеством проблем — эмоционального и психического порядка. Возрастает риск депрессий, чувства одиночества и так далее.

И поэтому, когда я говорю с родителями, специалистами помогающих профессий или учителями, я пытаюсь показать им, что для развития детей необходимы все эти условия. Что они являются ключами к раскрытию человеческого потенциала в детях. Но так же и взрослый, в свою очередь, испытывает удовлетворение, когда создает ребенку все эти условия.

Что делать, если культурные ценности утрачены?

Если вы понимаете, что на самом деле важно, какими должны быть условия для раскрытия человеческого потенциала, то даже если вы утрачиваете свою культуру, религию, несущую в себе эту культуру, — это понимание все равно остается с вами. Вы можете стремиться к тому, чтобы наполнить ребенка и дать ему истинное ощущение покоя, сохранить его способность играть, помочь ему чувствовать свои эмоции. Потому что, опять же, все это может иметь место только при наличии надежной привязанности ребенка к взрослому.

1 часть здесь

Гордон Ньюфелд

Запись интервью студии Botafilms

Перевод Алены Федоренчик

Редакция перевода Юлии Твердохлебовой

Русскую версию озвучил Виталий Зорин

Монтаж и сведение звука русской версии Евы Фарбер

 

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *