В поисках Немо – уроки тревожности

Открыта запись на курс Института Ньюфелда «Понимать Тревожность», который начнется 7 июня. Предлагаем вам анализ мультфильма «В поисках Немо» с точки зрения тревожности и психологических защит от тревоги и приглашаем на наш курс.

В начале этого диснеевского мультфильма мы видим пару рыб-клоунов, Марлина и Корал, ожидающих вылупления своих четырёхсот икринок. Нападает хищная рыба, и в живых остаются только Марлин и одна икринка. Когда этот малыш вылупляется, Марлин проявляет себя как заботливая Альфа: «Папочка с тобой. Я уберегу тебя от всего на свете».

К сожалению, система оповещения об опасности в мозгу Марлина работает на пределе, поэтому он слишком сильно опекает сына и внушает Немо, что мир полон опасностей. Рядом с таким тревожным отцом Немо не может расслабиться и почувствовать себя в безопасности.

Тревожность отца приводит к тому, что у него не получается создать для сына ощущение, что рядом с ним есть оберегающая его Альфа. Немо постоянно встревожен и есть опасность, что у него возникнут психологические защиты от всей этой уязвимости. Если бы мы могли подслушать его мысли, они были бы примерно такими:

«Мой папа не может меня защитить. Ужас. Это невыносимо».

Защиты от такого уровня тревоги могут притупить восприятие реальных угроз. Они также могут мешать правильным отношениям.

Немо хочет пойти в школу. Он уже подходит по возрасту, но Марлин всё же хочет оставить его дома.

После смерти возлюбленной и почти всех икринок тревога Марлина превратилась в невротические порывы защищать сына, он стал настолько осторожным, что теряет свою Альфу в этих отношениях. Тем не менее, можно почувствовать неиссякаемую заботу и любовь, идущую от отца к сыну. Тревожность отца фрустрирует Немо. Благодаря становлению или, вероятно, альфа-динамике, Немо настаивает, что пойдёт в школу.

Отец напоминает про оговоренный ритуал, как нужно покидать их дом в актинии: выйти, оглядеться, зайти обратно, снова выйти, снова оглядеться, затем продолжать путь. Немо выполняет ритуал до шага «оглядеться», а затем уплывает прочь, пока его отец выполняет все действия до конца, сохраняя осторожность.

Это первое проявление «храброго и глупого» поведения Немо. В курсе «Понимать тревожность» объясняются причины подобного поведения: в данном случае Немо может быть защищён от восприятия тревожных событий. Его мозг перенапряжён и больше не приводит его к осторожности рядом с открытой водой, и/или он больше не следует за своим отцом – он сам стал альфой.

записаться на курс можно здесь

Когда он приходит в школу, слегка в защитах от восприятия тревожных событий, а также, вероятно, с некоторым противлением в ответ на бдительный совет отца «Помни, открытый океан опасен!», Немо быстро вовлекается в отношения с ровесниками.

Тревога отца слишком сильна и она разрушает их связь, при которой он бы следовал родительским ценностям, хотел бы быть для него хорошим, держался бы за него и так далее.

Мы видим трогательный момент небольшого проявления привязанности к отцу, которая защищает его — это когда он приближается к ровесникам и они замечают, что один из его плавников маленький. Отец всегда называл его «счастливым плавником», таким образом, любовь отца действительно защищает его от насмешек ровесников. Мы видим глубокую любовь отца к сыну и в то же время чувствуем некоторое беспокойство насчет того, что излишняя осторожность отца может отрицательно сказаться на Немо.

В первый день школы, несмотря на учителя, который хорошо завладевает вниманием учеников, Немо довольно беспечно уплывает с ровесниками (начало ориентации на сверстников).

Ровесники подначивают друг друга, чтобы уплыть в открытую воду. Не чувствуя осторожности (перегруженная система тревоги), Немо становится самоуверенным и безрассудным и уплывает слишком далеко в открытые воды, гораздо дальше, чем рискнули бы его ровесники. Отец приплывает на место действия и повышает голос, призывая его к осторожности. Он произносит угрозы, в том числе такую: «У тебя будут БОЛЬШИЕ неприятности, если…» Но этим демонстрирует только свое бессилие и Немо становится преисполнен противления (его вниманием не завладели и он в альфе).

Он уплывает всё дальше и сталкивается с лодкой. Отсутствие осторожности подвергает его настоящей опасности, и он оказывается пойман дайверами с этой лодки.

Оставшаяся часть мультфильма показывает нам приключения отца в поисках «сокровища» (Немо), встречающего «драконов» в открытом океане. Он проявляет большую смелость, чтобы спасти своего сына; её больше чем когда-либо и больше, чем Немо мог бы себе представить.

В мультфильме содержится несколько прекрасных уроков тревожности. Вот ещё несколько:

1. Когда Марлин и его подруга Дори попадают в стаю опасных медуз, Марлин придумывает как обезопасить Дори. Это игра, в которой надо прыгать по макушкам медуз, и у них это получается. Они начинают играть и благополучно проходят через медуз. Однако когда они выбираются из этой стаи и доплывают до черепашки Краша, тот восклицает: «Ты бросил вызов медузам – да у тебя серьёзные проблемы с нервяком, чувак!». Это показывает нам, как далеко ушёл Марлин от своей постоянной осторожности по поводу всего на свете, играя с медузами. Это ли встреча с драконом ради сокровища? Смелость? Кажется, что он до сих пор видит опасность, так что это более вероятное объяснение по сравнению с защитами от уязвимости. Видимо, он готов встретиться с большими драконами ради спасения своего сына.

2. В другой сцене с черепахой Крашем одного из его детёнышей, Прыска, нечаянно увлекает Восточно-Австралийским течением, и он отстаёт от общей группы. Марлин сразу готов броситься ему на помощь. Краш же даёт сыну время справиться самому (становление), в ответ на это Марлин спрашивает: «А когда они готовы?» Краш отвечает: «Когда они это почувствуют, почувствуешь и ты». Он всё равно приглядывает одним глазом за Прыском, и это оказывается действенным «благотворным невмешательством».

3. В другой ситуации Марлин и Дори оказываются в животе кита, снова в огромной опасности. Дори говорит: «Пора отпустить. Всё будет в порядке». Марлин спрашивает: «Откуда ты знаешь?», на что она отвечает: «Я не знаю». Многие подобные разговоры как будто отражают внутреннюю борьбу, через которую проходят родители на пути к тому, чтобы дать волю детскому становлению, сталкиваясь при этом с новыми драконами, когда ребёнок делает первый шаг, рискует, и его путь разворачивается так, как предопределено, если его система тревоги не перегружена.

4. В мультфильме есть ещё несколько сцен, связанных с тревогой, смелостью и преодолением драконов. Ближе к концу Немо сообщает отцу о своей уверенности, что справится с задачей. Сначала Марлин отвергает эту мысль, но становление Немо идёт в полную силу, и в этот раз с его привязанностью всё хорошо, поэтому Марлин даёт своё согласие (хотя Немо не очень-то и ждал его). Когда Немо ранен, но у него получается сделать задуманное (спасти из сети Дори и всю рыбу в лодке), Марлин снова хлопочет над сыном, который потерял сознание, и повторяет: «Папочка с тобой. Я уберегу тебя от всего на свете». Мы чувствуем, что всё возвратилось на круги своя, как и должно, Марлин снова обрёл свою Альфу, а тревожности стало меньше. Он создал пространство для себя и для Немо, встретившись со многими драконами. На последних минутах мультфильма школа наполнена игривыми маленькими рыбками, в их числе черепашка Прыск и Немо. В этот раз учитель прочно удерживает свою ведущую позицию, а все дети никуда от него не отходят.

5. Главный урок – «Система оповещения об опасности работает лучше всего, когда используется редко». И «при тревоге, если нельзя стать осторожнее и не получается поплакать (нет такой возможности), мы можем найти в себе смелость, чтобы сразиться с драконами, если нам действительно хочется добраться до сокровища».

 

Мишель Морер (Michele  Maurer)

Перевод Ирины Маценко

Редакция Юлии Твердохлебовой

Источник – кампус Института Ньюфелда

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *