Летние каникулы: к чему приводит отсутствие игрового процесса у детей?

Летние каникулы! Помню, как ждала их наступления, когда была ребенком, как радовалась свободе от школы, домашнего задания, ответственности за результат учебы. Три месяца подряд можно было не делать ни-че-го! Играть с большой дворовой компанией в салки, казаки-разбойники, игры с мячом, прятки, исследовать окрестности, лазить по деревьям и читать, читать, читать.

Сколько было игр – не перечесть! Никакой сложный электронный гаджет, дорогая игрушка или модный аксессуар  для этого не нужен!  Тем не менее играли постоянно, о чем остались самые яркие и теплые воспоминания тех дней.

Игра – это удивительный культурный феномен. Она не чужда и детенышам млекопитающих. Более того, если млекопитающее не играет, то и не развивается. С детства знаю, что волчата учатся охоте в процессе игры. Мама показывает им как нападать, обходить, где прикусывать… Потом они всей компанией нападают друг на друга, оттачивая свое мастерство. Никто не ставит им оценки, не ждет результатов, не грозит пальцем и не мотивирует, но тем не менее каждый взрослый волк умеет охотиться.

Так почему же мы прессуем наших детей, говорим им «хватит играть, садись за уроки», требуем результата?

Ведь в каждом ребенке уже заложен потенциал ходить, говорить, вести себя достойно, цивилизованно, стремиться к развитию, к достижению целей, быть среди людей, сохраняя свою индивидуальность (это я о пресловутой социализации).

Более того, истинная игра, а не учеба, является процессом, помогающим ребенку взрослеть, а мозгу ребенка развиваться, отдыхать от переизбытка эмоциональных впечатлений. Считается, что все эмоциональные проблемы взрослого человека связаны с невозможностью играть в детском возрасте.

Канадский психолог д-р Гордон Ньюфелд, автор парадигмы развития на основе привязанности ребенка к взрослому, придает очень большое  значение игре в развитии ребенка. Он уточняет, что лишь истинная игра является терапевтической для детей. А что значит истинная игра? Это не футбол или игра на фортепьяно, не карточная игра по правилам или под предводительством взрослого.

Это процесс, который  не является работой (то есть не требует результатов), происходит  понарошку и позволяет эмоциям найти свое выражение.

Каждый из родителей наблюдал истинную игру, когда ребенок увлечен игрой в семью, в спасение других, в путешествие, в монстров или пение и сочинительство.

Существует несколько типов игр. Если внимательно наблюдать за ребенком, то можно примерно предположить до какой карьеры «доиграется» ваш малыш.

Игра имеет целительную силу, помогая ребенку выплеснуть наружу свои эмоции и страхи, желания и фантазии, намерения и тревогу в безопасной среде. Они, с одной стороны, являются частью ребенка, а с другой – эти выражения не повлекут за собой никаких последствий.

Истинная игра должна быть доступна каждому ребенку и для эмоционального здоровья, и для его развития.

Для нее необходимо пространство, в котором:

– не принуждают ребенка выдавать результаты;

– исключены экраны, отвлекающие развлечения;

– не заставляют следовать инструкциям;

– дети освобождены от работы и ответственности.

Но самое главное условие для игры – это свобода ребенка от ответственности за отношения с родителями. Надо освободить ребенка от этого,  дать ему взамен как можно больше любви и близости, чтобы он не искал вашего внимания, а был наполнен им до краев.

Важно заметить, что ребенку также необходимо скучать.

И если снизить стимуляцию к развлечению, отвлечь от мельтешения экрана, ребенок начнет искать, чем себя заполнить. Это может быть что-то спонтанное, или творческое, или что-то «свое»… Это и есть истинная игра.

Г. Ньюфелд приводит неутешительную статистику: «За два последних десятилетия дети лишились 12 часов свободного времени в неделю, включая 8 часов неструктурированной игры и занятий на воздухе. При этом растущее число диагнозов детской депрессии и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) и процесс утраты игры происходят одновременно».

Именно сейчас, в летние каникулы, когда дети свободны от детского сада, школы, обязательств, родители могут понаблюдать за детьми, их занятиями, их интересами, играют ли они вообще, и создать для них безопасное пространство истинной игры.

Елена Пирятинская

Источник

фото pixabay.com

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

2 thoughts on “Летние каникулы: к чему приводит отсутствие игрового процесса у детей?

  1. Саша

    А вот и моя больная мозоль :-))))
    Согласна, игра — это то, чего современные городские дети почти полностью лишены. Как-то сидели с сестрой и вспоминали игры, в которые играли в детстве с другими и с родителями. Насчитали почти 50!
    Мой трехлетка этого лишен. Заперт со мной круглосуточно в квартире. Гулять — максимум 3 часа. Ее лучший друг — после меня — монитор. Мультики практически нон-стопом. Речь для 3-х лет плохая…
    Отдать в детский садик — чтобы хоть там без мультиков? Не могу. Страшно и жалко ее, не хочу с ней расставаться пока, никогда она такой не будет больше! Плюс куча проблем будет со здоровьем. Ну и чисто чиновничьи дрязги любого гос ДОУ.
    Не включать? У меня хозяйственные дела и работа на удаленке. А еще я устаю :-)
    Просить посидеть кого-то? Некого. Няня — не по карману.
    Ньюфелд прав во всем — спасибо за его мысли! Спасибо Заботливой альфе — Вы меня вытащили не из одного тупика в отношениях с моим маленьким-огромным сокровищем. Но против экономики, политики детей отстоять…сложно. Иногда вообще чувствуешь бессилие…

    Reply
    • Валентина Ячичурова

      У родителей сейчас очень не естественные условия для воспитания детей. Но в наших силах так или иначе оставаться на своем родительском месте и делать лучшее, из того, что мы можем. Оберегать ребенка от влияния цифрового мира и от переориентации на сверстников, быть для них главным ориентиром, главным проводником в этой жизни, главным значимым и любящим больше всех человеком, понимающими и знающим своего ребенка.

      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *