Когда я забыла попрощаться с дочкой

от editor
ребкнок в корзине, расставание со взрослым, тщетность, готовность к школе

Недавно я побывала на Альфа-встрече, где обсуждалась тема расставания с ребенком и готовности его к саду и школе. А на следующий день в нашей семье произошла ситуация, которая оказалась очень яркой иллюстрацией к обсуждавшейся теме.

Утром я очень спешила и, уходя, забыла попрощаться с младшей дочкой, игравшей в детской. Ей 4.5 года, и она не ходит в сад. Большую часть времени в течение дня она проводит всегда со мной, но с папой и старшей сестрой у нее тоже хорошая привязанность. С ними она и осталась. Вспомнила, что не попрощалась с ней, я уже днём и, зная опыт прошлых подобных случаев, морально начала готовиться к вечерней встрече.

Когда вечером я вернулась, муж сообщил, что дочка спряталась от меня под кровать и изображает котёнка. Если я с ней прощаюсь при уходе, такого не происходит, она очень радостно меня встречает, рассказывает о том, как прошел ее день. А тут явно возникла тревога и защитное отчуждение, которое надо было преодолевать.

Я «надела» на себя альфу и пошла в комнату, стала её звать из-под кровати «кыс-кыс», ласково что-то говорить, гладить, включилась в игру. И один раз мягко упомянула о том, что я ушла, не попрощавшись, и что она, возможно, расстроилась из-за этого. Но Вера только мяукала в ответ и не вылезала. Тогда я ушла на несколько минут переодеться и помыть руки. Потом вернулась, опять поговорила, опять ушла.

Когда я вернулась в третий раз, из-под кровати торчали пятки, я их начала гладить. Пришел муж и стал задорно рассказывать, как они провели день, что делали. Вера потихоньку вылезла, мы пообнимались, и она побежала играть. Казалось, что инцидент исчерпан, контакт и близость восстановлены, защитное отчуждение ушло. Но перед сном она не смогла найти свою любимую игрушку и сильно расплакалась из-за этого.

Обычно она спокойно такие обстоятельства воспринимает, достаточно придумать про игрушку какую-нибудь историю. Вчера это не сработало, и я вдруг поняла, что так выходит фрустрация, накопленная за весь день. Ведь несмотря на то, что я вернулась и близость восстановилась, уже невозможно вернуть то утро и сделать в нем всё по-другому. Это тщетность, и её надо было как-то прочувствовать и выплакать. Но до этого у меня не получилось подвести её к грусти, чтобы она нашла свои слёзы, а значит, адаптации не произошло. Поэтому я позволила ей плакать в моих объятиях столько, сколько ей было нужно.

Да, это были слёзы по поводу пропавшего хомячка. Но я знаю, что в том числе они были и про меня. Так бывает:  если тщетность слишком уязвимая, мозг отказывается осознавать реальную фрустрацию и находит менее уязвимые поводы, реальные и даже нереальные. Она сидела на моих коленях до тех пор, пока не успокоилась. А когда легла в свою кроватку, и я начала ей рассказывать нашу традиционную сказку на ночь «Что мы будем делать завтра», она вдруг неожиданно спросила: «Мама, а ты завтра будешь со мной, ты не уйдешь?» Я, конечно, её уверила, что буду, и ещё раз мягко проговорила её эмоции по поводу сегодняшних событий, буквально пару слов. И вот тут она согласилась, что да, ей было грустно оттого, что я ушла. И мне стало ясно, что благодаря слезам у неё произошла адаптация, в результате которой тщетная ситуация стала менее уязвимой и о ней стало возможным говорить. Мы немного помолчали вместе, и через несколько минут она сладко уснула.

Елена Лебедева 

Фото: pixabay.com

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.