Страх разделения как препятствие развитию ребенка

от editor
сепарационный комплекс, тревога, ощущение небезопасности

Когда мы молча уходим в другую комнату от годовалого чада, оно может испугаться и внезапно заплакать в поисках мамы. Когда малыш засыпает с бабушкой, а при пробуждении обнаруживает, что бабушка уже ушла, он тоже может начать сильно волноваться. Когда родители решают пожить отдельно, по воссоединении их ребенок может еще долго спрашивать: «А придет ли сегодня папа?».

Когда мама или дедушка ускользают тайком от ребенка, боясь его слез, ребенок занимает позицию «начеку», ведь неизвестно какой опасный для него сюрприз может преподнести ему мир (мама, дедушка) в этот миг.

А есть еще просто «доброжелатели» со стороны, вроде продавщиц в магазине или прохожих, готовых всегда «забрать» ребенка к себе или отвести к полицейскому за плохое поведение. Родители-то понимают, что они несерьезно, а вот для детей это может быть страхом сепарации со своей привязанностью, преследующий их длительное время.

Даже легкий намек на внезапный уход  мамы от ребенка как средство манипулирования может быть очень беспокоящим его и вызывающим животный страх потери привязанности. Конечно, так легче увести сына с детской площадки, а дочку из магазина кукол. Но стоит ли платить за это цену застревания в развитии сына или дочки, в раскрытии индивидуального потенциала ребенка?

Ведь тревожные дети не могут расслабиться и почувствовать себя в безопасности, а значит и не могут насытиться привязанностью. И, как следствие, нет возможности появиться энергии дерзновения – той самой, которая является признаком развития и становления личности ребенка.

В своей книге «Надёжная  база» (глава «Истоки теории привязанности», с.30) основоположник классической теории привязанности Джон Боулби пишет об этом достаточно однозначно:

 «Очевидно, что человек, как любое другое млекопитающее, испытывает страх при определённых ситуациях не потому, что они заключают в себе высокую вероятность боли или опасности, но потому, что они сигнализируют об увеличении вероятности испытать боль и подвергнуться опасности. По тем же самым причинам, по которым животные многих видов, включая человека, испытывают страх при неожиданном движении или при резком звуке, или при внезапном изменении уровня освещения, многие виды, включая человека, испытывают страх при сепарации с фигурой привязанности, потому что это несёт угрозу для выживания.

Если рассматривать сепарационную тревогу (separation anxiety) в этом ключе, как базовую человеческую предрасположенность, то не сложно понять, почему угрозы бросить ребёнка, часто использующиеся, как средство контроля, вселяют в него ужас. Сейчас мы уже знаем, что такие угрозы, как и  угрозы родительского суицида,  являются причиной обострённой сепарационной тревоги. Удивительное пренебрежение этим знанием в традиционной теории (имеется в виду психоанализ — ред.) существует, я подозреваю, не только из-за неадекватного понимания  сепарационной тревоги, но и из-за неспособности признать, какой мощный эффект оказывают на нас во всех возрастах события реальной жизни.»

Перевод цитаты Ольги Писарик

Татьяна Савченко

 

Фото Ивана Трояновского

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.