Подсмотрела у своей любимой Хелен Фишер:
«…Возьмите, например, женщин. Как правило, у женщин межличностные отношения складываются иначе, чем у мужчин. Психологическая близость у женщин формируется во время откровенного разговора. Во время беседы женщины склоняются друг к другу и смотрят в глаза. Для женщин подобное поведение естественно. Я думаю, что такая форма установления психологической близости сложилась у женщин за миллионы лет ухаживания за потомством: баюканий, назиданий и обучения ребенка с помощью слов.
У мужчин межличностные отношения, как правило, складываются во время совместной работы. Если один мужчина посмотрит на другого, последний немедленно отвернется. По-моему, такое поведение тоже происходит из глубокой древности, когда мужчинам приходилось долго выжидать и высматривать добычу, сидя за кустом, глядя прямо перед собой и прикидывая, как же попасть в голову того буйвола камнем. Я думаю, миллионы лет мужчинам буквально приходилось смотреть врагу в лицо, плечом к плечу с друзьями.»
Закономерность подсмотрена верно. Если Вам нужно поговорить о чём-то важном с мужем, то лучше не заглядывать ему в глаза, сообщая, что у Вас к нему серьёзный разговор, а поехать с ним на рыбалку, присесть рядом и взмахнуть удочкой.
Если Вы хотите убедить женщину в серьёзности своих намерений, то без пристального взгляда в глаза Вам не обойтись.
Но в рамках модели Ньюфелда причины такого поведения я бы обьяснила по-другому. Взгляд в глаза — это очень уязвимо. Сидя бок о бок и глядя параллельно, отвержения можно и не заметить (или сделать вид, что не заметил), при взгляде в глаза — возможности для маневра резко уменьшаются. Мужчины среднестатистически обладают большей нейрочувствительностью, чем женщины, эмоционально и психологически являются более уязвимыми и защиты от уязвимости ставят раньше, на менее глубоких уровнях привязанности. И взгляд в глаза — это то, что мужчина может себе позволить либо в очень близких и доверительных отношениях, либо при исключительных обстоятельствах (например, когда желание познакомиться или рассказать о себе сильнее боязни быть отвергнутым), либо при онемении, когда всё равно, отвергнут или не отвергнут (кстати, выпивка хорошо понижает тревожность, в пьяных компаниях количество пристальных взглядов в глаза резко увеличивается).
Женщины же, как существа менее нейрочувствительные (повторюсь, разговор идёт о среднестатистических женщинах и мужчинах), могут позволить себе больше рисковать, смотреть друг другу в глаза и углубляться в отношения. Именно поэтому общественное сознание приписывает женщинам большую чувственность и заинтересованность в более глубинных отношениях, нежели это свойственно мужчинам. Хотя дело не в способности/неспособности, а, именно, в защитах от уязвимости.
Очередной пример того, как мы делаем неправильные выводы из правильных наблюдений.
Ольга Писарик