Давняя история, но я о ней не знала. Заставляет задуматься о фильтрах восприятия и о том, как излишняя специализация мозга способна обесценивать нашу жизнь.
Однажды пятничным январским утром 2007 года по инициативе редакции газеты «Вашингтон пост» был организован необычный социальный эксперимент.
Время: 7:51 утра, пятница 12 января, самая середина утреннего часа пик. За следующие 43 минуты мимо скрипача, исполнившего шесть классических произведений, прошли 1097 человек. Почти все они спешили на работу.
… Никто не знал, что скрипач, стоявший у стены в переходе, — один из лучших классических музыкантов современности, игравший изысканнейшие произведения на одной из самых дорогих скрипок в мире. Его выступление организовала газета The Washington Post как эксперимент с контекстом, восприятием и приоритетами, а заодно как попытку беспристрастной оценки общественного вкуса: может ли красота преодолеть повседневность обстановки и неудобное время?
Музыкант не играл популярные мелодии, узнаваемость которых смогла бы вызвать интерес сама по себе. Эксперимент был в другом. Он исполнял написанные для соборов и концертных залов шедевры, пережившие века. Акустика в метро, кстати, оказалась вполне приемлемой.
За 45 минут выступления семь человек задержались, чтобы послушать музыканта. Двадцать семь человек бросили ему деньги, и почти все сделали это на бегу.
На выходе из метро ко многим прохожим подходили корреспонденты «Вашингтон пост» и просили телефон, чтобы взять интервью для статьи об общественном транспорте. Через несколько часов корреспонденты звонили людям и спрашивали, не запомнилось ли им что-то необычное сегодняшним утром. Из более чем 40 человек только один (!) сразу же вспомнил музыканта. Этот единственный человек когда-то мечтал стать профессиональным скрипачом, и он же был единственным, кто дольше всего простоял в метро, слушая Джошуа Белла (самого музыканта он не узнал, хоть и является его поклонником).
Интересно, что игнорировали музыканта все категории пешеходов независимо от пола, расы и возраста. Единственное исключение — дети. Каждый (!) проходящий мимо ребёнок пытался остановиться и послушать музыку, но родители уводили их всех за руку.
Люди, прошедшие мимо и не заметившие музыканта, были сфокусированы на своей цели — попасть вовремя на работу. Их мозг закрыт для не относящейся к достижению цели информации, даже такой необычной. Они прекрасно приспособлены к тем условиям, в которых им приходится существовать, для тех задач, которые перед ними стоят, но эта же приспособленность в нестандартной ситуации играет с ними злую шутку. Всё-таки жизнь, в которой мы живём весьма изменчива, и открытость миру во времена перемен может оказаться не просто полезной чертой, а необходимым для выживания условием.
Ольга Писарик
Фото с фотостока Stockvault