Как развиваю

image24.jpeg

Мне, среди прочих, задали вопрос: как вы развиваете своего ребёнка?

Я даже как-то не ожидала. Растерялась чуть-чуть. Придумала ответ, но, на всякий случай, решила за собой понаблюдать. И вот, выделила несколько важных для меня пунктов в этом вопросе.

1. Создавать условия

Этот пункт делится на два важных подпункта.

  • Быть заботливой альфой

Развитие ребёнка происходит тогда, когда у него нет необходимости защищать себя. Вот так просто на первый взгляд. Не нужно что-то делать для того, чтобы человек рос. Это стремление уже есть в нём. Создайте условия: позаботьтесь о нём, чтобы энергия пошла на развитие.

курс Дисциплина

Важным вопросом безопасности является установление крепкой привязанности с ведущим взрослым. Ребёнок не может о себе позаботиться. Это раз. И два: человек – существо социальное, поэтому ему просто необходимо контактировать с другими людьми, иначе он может умереть. Да. Был такой экспериментатор много веков назад, который хотел узнать истинный язык человечества. Он велел изъять детей сразу после рождения и запретил как-то общаться с ними, проявлять знаки внимания. Только удовлетворять физические потребности. Каково же было его разочарование, когда все эти дети умерли. Учёные обнаружили, что заботливое общение с другими людьми помогает не только психике, но и развивает физически. Так вот привязанность – она важна и нужна. Если нет рядом человека, которому ребёнок доверяет, то мозг переходит в фазу “защищаемся” и перестаёт давать сигналы на развитие. И второе – ребёнок не может играть роль “ведущего” в отношениях. Это совсем небезопасно, потому что ребёнок мал и ему нужна забота. И если на детку перекладывается ответственность за отношения со взрослым, то эта ситуация также воспринимается как стрессовая, и ребёнок перестаёт развиваться. Заметьте, никакой эзотерики, никакой психологии, чистая физиология.

Если же у ребенка есть безопасная привязанность, то его просить десять раз не нужно – он начнёт развиваться сам. И его не удержать. Этот человечек будет совать свой маленький нос везде, будет с любопытством рассматривать мир, изучать его, погружаться в себя, петь песенки, придумывать стишки, рисовать, танцевать, в общем, всячески креативить.

И вот это я считаю самым важным моментом для развития ребёнка. Не буквы с рождения, не развивашки с года, не чтение с трёх, не английский с шести. Я приняла для себя, что если я буду заботливой альфой, то и всё остальное будет. Его просто не может не быть, потому что не запретишь расти траве под тёплым солнышком.

Подробности, соответственно в “Заботливой альфе”.

  • Побольше свободы для ребёнка

И вот ребёнок полон энергии дерзновения, готов к свершениям. Что же дальше? А дальше она сама (!) понимает, чем хочет заняться, а главное, находит эти занятия. Она поёт, танцует, разговаривает с мишкой, рисует, разбирает мои шкафы, рассыпает соль, собирает монеты, которые рассыпала из моего кошелька, стирает носки, моет пол, мнёт землю из-под цветов и т.д. Листая тег “Варе можно” в моем ЖЖ, видно, что она может много всего придумать. Главное – поменьше запрещать. А если запрещать, то давать альтернативу (тут как раз пригодится п.2).

Интенсив 1

2. Наполнять дом интересным

Так как мы не имеем возможности круглосуточно играть на природе, где так много всего интересного, Варе нужно иногда наполнять дом новыми “игрушками”. Мы таскаем камешки, жёлуди. Я достаю ей тряпочки, булавки. Покупаем вместе какие-то бусики, салфетки, карты. Ну и непосредственно игрушки, конечно. Чаще всего я покупаю игрушки для себя, потому что для насыщения ребёнка лучше всего с ней поиграть. Я быстро перестала покупать что-то целенаправленно. Я просто прихожу в магазин и беру то, что мне понравилось. Ведь именно мне нужно будет с этим играть. Если я покупаю новую книгу, то, скорее, потому что мне надоело читать старые. Если я беру наборы пластилина, то представляю, как буду лепить из него.

Конечно, я покупаю что-то непосредственно для ребёнка. Но тогда, когда уверена в её интересах. Так, например, она обожает плюшевые игрушки (особенно мишек), коляски и всякие ящички. То, что я купила просто “чтобы было”, в основном так и лежит неигранное.

3. Показывать, как играть

Некоторые предметы ребёнку непонятны. Значит, нужно показать, что с ними делать. Как поливать из лейки, рисовать красками, лепить из пластилина, возить на паровозике товары из одного города в другой, клеить аппликации и т.п.

4. Создавать условия для внутренней мотивации

Этот пункт перекликается с укреплением привязанности, потому что они взаимозависят друг от друга, и также невозможны без ощущения безопасности. И всё это вместе связано с развитием самодетерминации и чувства собственной компетентности. Оно переплетается друг с другом, влияя друг на друга и наполняя друг друга. Как это можно делать?

игра
  • Давать информативную обратную связь, а не контролирующую

К контролирующей обратной связи относятся разные указания, корректировки, похвалы, критика, награды. Т.е. всё, что способствовало тому, чтобы управлять поведением (чаще всего это выливается в манипуляции). Если мы стараемся слепить какой-то образ из ребёнка посредством наших высказываний о его действиях, то это и есть контролирующая обратная связь. Она также является выражением условной любви.

Безоценочные описания того, что происходит, в жизни или у вас в душе, не направленные на то, чтобы управлять поведением ребёнка, помогают ему развиваться, понимать себя, ощущать, что он сам творец своей жизни, что он компетентен и прочее.

  • Поддерживать инициативу

Понятно, что не в ущерб себе. Но если есть возможность пойти на сотрудничество или мои интересы не затрагиваются, то лучше поддержать ребёнка. Сегодня, например, Варя захотела взять самокат к бабушке. Вроде бесполезно: она там не будет на нём кататься, мы на 90% уверены. Но нам что, тяжело? Нет. Просто берём и едем.

  • Давать больше выбора

Ребёнок и так сильно зависим от родителя. Я стараюсь давать Варе так много выбора, сколько могу, и как можно чаще. Ты какой вагончик возьмёшь – красный или зелёный? Ты какую книжку хочешь читать? Тебе какой сок купить? Сейчас идём в магазин или на площадку? Ты сама достанешь или тебе стул поставить? Ты хочешь сама включить свет? Какую футболку хочешь надеть? И много-много других. Я постоянно расширяю круг вопросов, по которым могу у неё поинтересоваться, и иногда даже поражаюсь, что я раньше не задумалась спросить об её предпочтении в том или ином вопросе.

  • В принципе меньше контролировать ребёнка

Конечно там, где это не касается его безопасности и ваших потребностей.
Круг работы большой. Особенно мне удаются указания типа “открой дверь”, “пошли”, “одевайся”, “шагай”, “переступи” и прочие. Их всегда можно заменить описанием, а чаще всего можно просто промолчать. Особенно много таких глаголов я использую, когда сильно сержусь на Варю. Так и хочется её контролировать-терроризировать. Что не добавляет ребёнку хорошего настроения.

Вот так и развиваю. С одной стороны, это легче, чем придумывать всякие карточки, игры, водить на занятия, платить за них. С другой — требует от нас большой работы над собой и осознанности. Появляется больше ситуаций, где нужно искать пути сотрудничества, принимать свои страхи. И да, появляется чуть больше работы по дому, поскольку это основной полигон для изучения и игр. Но вот скажу честно: физически убрать разрушения проще простого и не займет столько времени, сколько. как нам кажется, мы на это потратим. Больше сил уходит на то, что “это она, блин, рассыпала, а мне убирать”.

Марина Албаева  [info] govori-slushai

Источник

Фото автора

подписка на дайджест

9 thoughts on “Как развиваю”

  1. Лена:

    Спасибо за статью! Тэг “Варе можно” очень-очень вдохновляет!

    1. Марина Албаева:

      Пожалуйста :) Я рада, что Вам понравилось. Посмотрела старые фотки и ещё кое-что кинула в тег “Варе можно”.

  2. Антон:

    >>>Я стараюсь давать Варе так много выбора, сколько могу, и как можно чаще.

    а как это не спутать с переводом альфа-лидерства на ребнока?

  3. Марина Албаева:

    Если выбор будет касаться моих потребностей или потребностей ребёнка, то я предложу другой вариант. Т.е. дочь в курсе, что я не отдала ей лидерство, а просто считаюсь с её мнением и её потребностями.

  4. Лариса:

    Здравый смысл)Спасибо за статью!

  5. Чудесная статья! Спасибо! Буду страться воспитывать свою Машеньку, по вашему примеру!

  6. Наталья:

    Вы умничка!Спасибо за вдохновение!

  7. Наталья:

    Вот только что отправила комментарий и осознала,что даже здесь с оценками!”Умничка”!Как бы изжить эти привычки-словечки?)))))

    1. Татьяна Савченко:

      Наверное, отслеживанием себя, таким какое у вас вышло в этом комментарии))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *