В предыдущей статье мы говорили об общих особенностях раскрытия творческого потенциала у «особых» детей, а сейчас мне бы хотелось затронуть такую тему как
интеграция особого ребенка в общество через совместное творчество
Главное новшество совместного творчества по сравнению с индивидуальным — это возможность почувствовать себя частью целого. Это очень важный опыт для любого человека, потому что человек — социальное существо. Мы живем “стайками”, стремимся создавать семьи, дорожим дружбой. Некоторые люди в бегстве от одиночества сильно привязываются к животным или даже к вещам. Возможность быть вместе с другими людьми очень притягательна для нас, но может и открывать нашу уязвимость и причинять боль. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка была возможность входить в социум мягко, постепенно. Сначала получая свой первый опыт общения в семье, в безопасной атмосфере, где его принимают и любят просто за то, что он есть. Потом постепенно расширять круг общения — с семьей и детьми друзей, во дворе и т.д. Постарайтесь оценить, насколько тяжело или легко дается ребенку новое общение. Это видно по тому, насколько он возбужден (даже если выглядит радостным, перевозбуждение — это сигнал к тому, что лучше сделать перерыв), не устраивает ли истерик по вечерам, как он спит, не становится ли более “ручным”, чем обычно.
Вместе дети, как правило, сами занимаются игрой и творчеством, для этого не нужны старания взрослых. Задача взрослых — по сути, обеспечить доступ к себе, тем самым дав чувство безопасности и возможность расслабиться и погрузиться в игру. Надо, как уже говорилось, быть очень чутким к состоянию ребенка, принимать его эмоции, помогать их проживать, не требовать делать что-то, наступив на свои чувства (отдавать свою игрушку, чтобы не быть жадиной), мягко отстаивать его права, если “весовые категории” не равны, а когда это неизбежно (например, надо отдать чужую игрушку) — помогать переживать эту потерю и при необходимости завершать болезненную ситуацию и уводить ребенка, если чувствуете, что огорчение слишком сильно.
Чему дети учатся в совместной игре, творчестве?
• заявлять о своих потребностях, со временем все более спокойно и менее конфликтно;
• выражать свои чувства и принимать чувства других;
• принимать решения на основе смешанных чувств и противоречивых обстоятельств;
• быть частью целого, не теряя своей индивидуальности;
Следует уточнить: во-первых, происходит не столько обучение ребенка этому, сколько создание условия для раскрытия потенциала этих способностей, который уже заложен в ребенке, а во-вторых, все это реализуется в случае создания атмосферы, о которой здесь уже неоднократно говорилось — атмосферы безопасности, до определенного возраста в присутствии значимого взрослого. Вообще, возраст, готовность к общению с другими детьми (которое дается труднее, чем со взрослыми, потому что дети еще не умеют учитывать чувства и потребности друг друга) играет важную роль в успешности и полезности совместного творчества. Важно учитывать, что до школьного возраста дети еще не способны к смешанным чувствам, и поэтому внимание родителей к их чувствам, состоянию, должно быть достаточно пристальным.
Совместное творчество особых и “обычных” детей — что оно дает каждому участнику?
Помимо всего вышеупомянутого, совместное творчество особых и “обычных” детей способно принести и другие, особенные плоды. Для детей с ОВЗ и их семей это, в первую очередь, возможность отказаться от социальной изоляции, выбирать круг общения не по диагнозу, а по симпатии, не чувствовать себя изгоями.
Для здоровых детей и их семей такое взаимодействие тоже бесценно. Мы изолируемся от того, что нам незнакомо, потому что это иррационально пугает (неизведанное = угроза). Объединение на волне энергии дерзновения позволяет расширить границы своего мировоззрения, которое закладывается уже в детстве, проявить толерантность, возможно, позаботиться (в дружной доброжелательной атмосфере у многих детей просыпается инстинкт заботиться и опекать тех, кто на их взгляд слабее).
Для особого ребенка творчество в интегрированной группе — это возможность почувствовать себя уверенно, понравиться самому себе, не закрываться в собственной неуверенности и не видеть мир разделенным на “нормальный” и его, ограниченный. Эта уверенность может сослужить хорошую службу тогда, когда придет время ему самому становиться хозяином своей жизни. Во всем цивилизованном мире уже нет ширмы, делящей людей на нормальных и не очень, во всем цивилизованном мире принято ценить уникальность и индивидуальность каждого человека, стремясь каждому подсказать, помочь создать те условия жизни и работы, которые будут ему доступны и приемлемы. Благо, наша страна тоже идет по этому пути, и возможно, к тому моменту, когда мы разовьемся до уровня “всего цивилизованного мира” в вопросе заботы о людях со специальными потребностями, ваш ребенок будет взрослым и пронесет во взрослую жизнь ту уверенность и чувство безопасности и свободы, которое вы ему подарите.
Практические советы по организации совместного творчества здоровых детей и детей с ОВЗ
• Если это не просто спонтанная игра, а организованное мероприятие для группы детей, старайтесь учесть возможности и особенности всех участников. По возможности, избегайте тех занятий, в которых особый ребенок (или любой другой член группы) будет заведомо неуспешен;
• Позаботьтесь о доброжелательной атмосфере, уделите внимание знакомству всех членов группы, выделите время на то, чтобы они адаптировались друг к другу и немного расслабились. Можно использовать игры-знакомства, например, когда дети по кругу называют имя своего соседа и доброе слово на эту же букву;
• Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в общем творческом деле, но не заставляйте никого. В каждой группе бывает свой застенчивый наблюдатель, не забывайте уделить внимание и ему, чтобы даже в сторонке он чувствовал себя частью целого;
• Сфокусируйтесь и направьте внимание детей не на результат, а на процесс, на их отношения;
• Пресекайте буллинг (травлю кого-то из детей, чаще всего группой детей), дайте понять, что здесь всем должно быть комфортно, что “у нас не принято обижать людей”. Постарайтесь научить выражать агрессию, не направляя ее на другого человека. Чаще всего истинной причиной раздражения является не конкретный человек, а ситуация или какие-то сопутствующие обстоятельства (что-то не получается, ребенок голодный, уставший и т.п.), постарайтесь понять, в чем дело и разрешить ситуацию;
• Говорите о том, как вам радостно от совместного творчества детей, делитесь своими эмоциями, старайтесь увидеть достижения (опять-таки не в результате, а в каких-то поступках, в общении с детьми, в преодолении своих страхов, в погруженности в творческий процесс и т.д.) Не бойтесь хвалить детей, но важно, чтобы похвала шла от сердца, а не носила воспитательный характер!
Надежда Монастырская [ljuser]4-soglashenia[/ljuser]
Фото взято с сайта семейного центра «Родына», г.Киев