Имеем: сын 9 лет. Чувствительный, эмоциональный.
Я до определённого его возраста была образцовой альфой, наверное. Я не помню, чтобы он ныл или капризничал, или плохо себя вёл. У него долго не было внятной речи, так что я всё за него озвучивала.
Потом пошёл в садик. И где-то там я вдруг стала от него чего-то ожидать. За своими проблемами забыла, что он маленький ещё… Сбила меня с толку эта формулировка вечная “ты уже большой, ты должен уметь…” или что ещё… Или у меня включилось отчуждение защитное – много-много всего происходило в нашей жизни. С виду вроде благополучно всё, а вот тревога не отпускала. Я часто сваливалась в булли. И очень боялась накосячить с воспитанием, от этого ещё больше нервничала и косячила. Замкнутый круг…
Сын стал нервный, плаксивый (а папа, как обычно: ты же мальчик, а мальчики не плачут).
Как ни странно, очень помогала музыкальная школа. Этого ребёнка, который за 6 лет дома ни разу не пел и всё время в садике саботировал музыкальные занятия, при прослушивании пригласили в хоровой коллектив. Муж был против, но сын выразил явное желание. Я заболела ветрянкой, они начали без моего участия. Понравилось. На занятия он ходил сам, дома ничего не говорил про них и не пел, полный дневник пятёрок. Параллельно отдали его в спортивную школу – ну он же мальчик – он и там звезда и лучший ученик. А в садике в это же время его гнобят и обижают другие мальчишки. А он об этом не говорит.
Надо сказать, что я тогда вообще эмоциональной стороной не сильно интересовалась…
Пошёл в школу.
Это ещё одно мучение для меня было – во сколько лет отдать в школу – в 6 или в 7 (он октябрьский). Ох уж эта армия, как мозги перекосились у родителей! Так она когда ещё будет? А детство ребёнку покалечить придётся прямо сейчас…
В общем, решение принято – пойдёт с 7 полных лет.
Ребёнок в стрессе, на уроках недисциплинирован, собирается медленно, ест ужасающе медленно, пишет плохо (ну ещё бы, он скрытый левша, как и я). При этом продлёнка обязательна, и ребёнок смирился с тем, что большую часть дня он находится в некомфортной обстановке. Опять дразнят и обижают, ибо в продлёнке собрались те же мальчики из садика, а у педагогов ответ один: не обращай внимания, не реагируй = я ничего не буду делать, разбирайся сам.
Дети в продлёнке бесятся, а мой – читает книги. После того, как его пару раз отсаживали в отдельный кабинет, я приняла решение забрать его из продлёнки. Гораздо меньшим стрессом для него будет дойти самому из школы домой, чем сидеть в школе до вечера. По возможности я перешла на свободный график работы, встречала его после уроков, провожала домой, кормила обедом и возвращалась на работу.
Ребёнок нервный, но учиться ему нравится. Учительница им недовольна, друзей в классе нет. Кожу на пальцах обкусывает.
В прошлом году я пришла в сообщество. Потом купила и прочитала книгу (“Не упускайте своих детей”).
Очень не сразу я поняла и научилась. Очень мне помогли книги Росса Кемпбелла про детское сопротивление. Про то, как дети ощущают любовь и заботу.
Я перестала ругать его. Объясняю, что мне не нравится, иногда бываю излишне эмоциональна, прошу прощения.
Учу проговаривть эмоции, осваиваем я-сообщения. И знаете, когда он больше не боится, что я на него рассержусь, он охотнее это делает, и успешнее.
Он часто обнимает меня или мужа, целует. У мужа и моих родителей срабатывает “что_ты_лижешься_ты_же_мальчик”, а ребёнок задал вопрос: “Почему ты маму целуешь, а мне нельзя?” Можно, конечно.
Я стала сама его обнимать и целовать, ещё больше.
Раньше я считала своим долгом научить его делать всё как надо, исправляя ошибки. Через 20 минут моих “не так” мы оба входили в штопор. Теперь я стараюсь замечать и хвалить правильные действия, даже если одно правильное пришлось на 20 неправильных. Ох, сколько усилий для этого требовалось вначале! Чуть ли не язык себе прикусить, но сказать не “эта и эта буквы кривые, перепиши”, а “эта и эта буквы очень красивые, мне нравятся”. Сейчас уже легко и на автомате получается.
Укладываю его спать. Вечером ложусь рядышком, и мы о чём-нибудь шепчемся и обнимаемся. Сейчас стала спрашивать его о том, что было для него самое плохое и самое хорошее в прошедшем дне. Часто так и засыпаем оба. Муж потом меня будит, чтобы я перебралась в свою постель, а то мы так все не выспимся.
Забила на школьную столовую, даю с собой питьевой йогурт и вкусняшку.
Перестали требовать от него пунктуальности в неважном: пора ложиться спать – постель приготовит ему муж, утром долго возится – помогаем одеться-застегнуться-заправиться. Он всё это умеет прекрасно, но зачем создавать ребёнку лишний стресс, когда и нам это нетрудно сделать?
Учительница сказала, что на уроках спокойный и внимательный, на переменках с ребятами не конфликтует, не опаздывает.
А ещё мы с мужем часто в шутку спорим, чей у нас сыночек. Каждый говорит: “Мой!” А сыночек: “Ваш!!!” А сегодня он впервые сказал: “Мамочкин! Мама, скажи, что я твой!” Конечно, мой.
Автор maria_mvs
Фото flickr.com/photos/seandreilinger
Прочитала статью и плачу.. Вы такая Мама! Исцелили и в моей душе тоже что-то! Спасибо! ))
Спасибо за откровенность , растрогана до слез !!! Сохранила Ваш текст , буду перечитывать и перечитывать… потому как очень похоже !!! Ещё раз большое спасибо, за то , что поделились !!! Удачи Вам , Вашей семье и сыночку !!!