Быть родителем нелегко. Быть родителем подростка нелегко вдвойне. С одной стороны, внешне ваш “ребёнок” уже мало похож на ребёнка, рост, размер ноги, огрубевший голос и вторичные половые признаки трудно вписываются в образ “милого малыша”. С другой стороны, выстроенные на кровати в ряд мягкие игрушки, истерики из-за ерунды и общая безответственность не позволяют относиться к этому человеку, как к равному. Наши ожидания по отношению к ребёнку тоже довольно противоречивы. Нам хочется мира в доме, хорошего поведения, отличных оценок и помощи по хозяйству. Но также нам хочется, чтобы ребёнок имел собственное мнение, был самобытен и независим.
Естественно, что при таких противоречиях как в отношении ребёнка, так и в отношении ожиданий от него, нас, родителей, часто бросает из крайности в крайность: либо отсутствие любых границ и полная свобода, либо жёсткий контроль и опека. Но можно попробовать найти золотую середину между требованием подчиняться общим правилам и соблюдать границы и предоставлением вашему подростку простора для самовыражения и развития индивидуальности.
Не скажу, что это легко, родители ведь тоже люди, со своими эмоциями, плохим настроением и проблемами в жизни. И рецепта универсального не существует, каждому придётся пройти свой путь самостоятельно. Но есть несколько ориентиров, которые помогут нам не сбиться с пути.
Ориентир №1. Не упускайте из виду конечную цель
Почаще задавайте себе вопрос: «А какова цель нашего родительства? Что мы надеемся получить в итоге?». В рамках того подхода, которому обучает Г.Ньюфелд, цель нашего родительства – помочь ребёнку реализовать свой личностный потенциал, стать зрелой личностью.
Зрелая личность – это личность физически и психологически независимая, самодостаточная. Человек, способный опираться в жизни на себя, и с благодарностью принимать помощь, способный блюсти свои личностные границы без нарушения границ других людей. Он имеет своё мнение, ценит свою индивидуальность, не боится ответственности и является хозяином своей жизни, потому что жизнь не просто случается с ним, он её осознанно проживает. И это человек чувствующий, умеющий отдавать и получать, страдать и радоваться, дающий себе разрешение быть эмоционально открытым.
Если мы видим перед собой конечную цель, все наши решения по поводу ребёнка, его поведения и наших отношений будут автоматически подвергаться внутренней цензуре, и мы не утонем в дебрях конфликтов, различных методик и советов доброжелателей.
Ориентир №2 Создавайте условия для взросления
Наша цель — помочь подростку повзрослеть, стать зрелым независимым человеком. Необходимым условием для взросления, для становления индивидуальности и стремления исследовать мир, является ощущение дома, как надёжной и безопасной гавани, в которой, в случае чего, всегда можно укрыться от жизненных бурь и передохнуть, зная, что о тебе позаботятся. Такое ощущение дома невозможно создать без надёжной привязанности между ребёнком и родителями, привязанности, которая является психологической утробой для взросления.
Ориентир №3 Принимайте ребёнка таким, какой он есть
Пожалуй, это самое сложное. Ваша любовь должна быть безусловной, она не должна зависеть от оценок в школе, от успехов в конном спорте, от того, насколько опрятно выглядит комната вашего подростка. Но именно безусловная любовь, ощущение, что тебя любят любым, даёт ребёнку простор для исследования себя и проявления собственной индивидуальности.
Ориентир №4 Ставьте границы в поведении, а не в отношениях
Корректируйте поведение, а не ребёнка. Никто не идеален. Ошибки, нарушение договорённостей, «я забыл» и «мне не хватило времени» — непременные атрибуты взросления. Но двойка за четверть или валяющаяся под ногами новая куртка — это не повод лишать ребёнка нашей любви. Заберите куртку, ограничьте компьютерное время и помогите разобраться с уроками, при этом подчёркивая, что отношения в порядке, что вы по одну сторону баррикад.
Создание дома тёплой атмосферы и принятие собственного ребёнка «без купюр» позволит вашему подростку, с одной стороны, чувствовать под ногами твёрдую почву, от которой можно отталкиваться в исследованиях окружающего мира, а с другой стороны придаст смелости в самовыражении и исследовании себя.
Ольга Писарик
Фото Александры Романовой