Летние каникулы: свобода «от» или свобода «для»?

от editor

«Нечем заняться! Мне скучно!» — это воинственный клич всех детей на летних каникулах. И по прошествии недель, когда они считали дни в ожидании конца учебы, дети растеряны и не знают, что делать со вновь обретенной свободой.

Когда я спросила нескольких ребят, чего они ждут от летних каникул, их ответы были очевидны. Они все отвечали «свободы от»: расписания, домашних заданий, скучных уроков, контрольных, придирок одноклассников и проблем с учителями. Хотя они и с нетерпением ждали, когда смогут сами распоряжаться своими занятиями, временем и тем, с кем хотят его проводить, они не смогли сказать ничего определенного о том, что они будут делать на протяжении лежащих перед ними роскошно долгих дней. Когда мы заполняем жизнь детей различными занятиями в ответ на их «мне скучно!», мы упускаем кое-что важное. Детям нужно в жизни свободное время, когда им «нечем заняться».

В течение тех лет, пока дети развиваются, идет процесс, называемый индивидуацией, который должен раскрыться, когда в большей степени проявляются их интересы, предпочтения, идеи, мнения, приоритеты, способности, цели и стремления. В итоге они понимают, кем являются и во что верят. Они медленно движутся к тому, чтобы стать личностями. К тому времени, как ребенок достигает подросткового возраста, его интересы и увлечения уже потенциально сформировались. Мы надеемся, что наша система образования вносит вклад в созревание плодов этого процесса. Но сегодня мы все уже понимаем, что наша система образования нуждается в перестройке, чтобы она могла действительно поддерживать потребности развития наших детей. Грустно видеть, что если дети дошкольного возраста полны любопытства и энтузиазма в учебе, то это жажда обучения снижается от года к году в школе: они становятся легко подвержены скуке. Проблема в том, что в современном мире эта скука замаскирована многими источниками стимуляции: друзья, видеоигры, sms-переписка, интернет, торговые центры и так далее. Эти фабрики развлечений все больше истощают творческий потенциал наших детей; они получают столько информации, что у них не остается времени и места для собственных свершений.

Летние каникулы — время, когда давление школы ослаблено, это время для родителей, чтобы зажечь и поддержать индивидуацию и процесс появления новых навыков и вновь пробудить в детях естественное стремление изучать и исследовать. Возможно, это придаст летним каникулам новое значение: это возможность занять важную роль в развитии вашего ребенка. Это стОящая цель, но ее непросто достичь.

Первый ключ к поддержанию здорового развития — это помогать мозгу ребенка отдыхать. Когда под давлением школьных правил ребенок вынужден показывать определенные результаты и вести себя определенным образом, его энергия уходит не на созидание, а на сохранение привязанностей. Он должен справляться и соответствовать стандартам ответственных за него взрослых, чтобы поддерживать в себе чувство связи с ними.

Сохранение этого чувства связи и близости — это наиболее критичная потребность ребенка: чувствовать тепло и безопасность, принадлежать, иметь значение, находить благосклонность и одобрение в глазах тех, кто ему небезразличен.

Дети постоянно находятся в поиске надежной привязанности, когда чувствуют, что их оценивают, сравнивают и аттестуют, как это происходит в школе. Еще хуже, когда наших детей начинает больше заботить мнение сверстников, чем взрослых — это приводит к неутолимому желанию все большей и большей привязанности друг к другу в тщетной погоне за чувством близости. Детям нужно отдыхать от этого труда, чтобы они могли расти, и это мы ответственны за то, чтобы предоставить им этот отдых, а не они должны как-то его для себя организовать. Если мозг ребенка не отдыхает, учеба с каждым годом занимает его все меньше и меньше, он может потерять заинтересованность и легко подвергается скуке. Летние каникулы — это возможность дать ребенку отдых, укрепив его привязанность к вам. Он должен постоянно чувствовать, что вы его поддерживаете, заботитесь о нем, берете на себя ответственность за ваши взаимоотношения. Когда ребенок знает, сколько он для вас значит, он может расслабиться — его ум освобождается для творчества, исследования, открытия новых интересов и самовыражения.

Второй ключ к здоровому развитию — это дать ребенку пространство для выражения собственных мыслей, идей, вкусов, мнений и чувств. Родители могут обеспечить свободное время и предоставить все необходимое, чтобы ребенок мог исследовать свой внутренний мир. Материалы для рукоделия и ремесел, ткани для костюмов, музыкальные инструменты, материалы для строительства или письма и другие материалы для свободной игры и самовыражения дают детям возможности для внутреннего роста. Одна мама рассказала мне, как ее дети приложили много усилий, чтобы втащить в их квартиру на 4 этаже пустую коробку от холодильника. Ее поразил творческий подход детей к тому, чтобы превратить эту коробку в волшебное место! Сначала она превратилась в дом, затем в автобус, затем в классную комнату и потом много еще во что. Пока ребенок изучает свой внутренний мир, у вас тоже появится возможность лучше его узнать и укрепить вашу с ним привязанность.

Вот некоторые вопросы, которые родители могут задать себе, чтобы поразмыслить на эту тему:

  • Как я могу удовлетворить главную потребность моего ребенка в глубокой и безопасной привязанности ко мне?
  • Как я могу обеспечить ребенку спокойное время и пространство?
  • Как я могу узнать больше об интересах ребенка?
  • Какие материалы и инструменты я могу предоставить ребенку, чтобы побудить его к самовыражению?
  • Как я могу защитить зарождающуюся индивидуальность ребенка от внешнего давления?

Ответы на эти вопросы могут отличаться в зависимости от родителей и детей. Отвечая на потребности ребенка, можно превратить летние каникулы в обогащающий опыт и для себя, и для ребенка.

Шошана Хеймэн (Shoshana Hayman)

Перевод Ирины Гифт

Источник

Фото flickr.com/photos/cityofelkcity

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.