Социализация и адаптация к школе

6085668928_ba05ab426f_z.jpg

Когда меня спрашивают, как же мой ребенок будет учиться в школе, если он не ходил в садик, я отвечаю так:

“Если ребенок в 2, 3, 4 года способен адаптироваться к садику, почему он в 7 лет не сможет адаптироваться в школе? Ведь с каждым годом ребенок становится самостоятельней, эмоционально устойчивей, сообразительней и т.п.”

Вообще, мне кажется, адаптация к школе, которую так любят многие мои коллеги-психологи, – это какое-то наглое надувательство. Если ребенок вынужден адаптироваться  и, тем более, если он испытывает значительные трудности – это не с ребенком не все в порядке, а со школой.

Поясню, что имею ввиду под адаптацией: обычно, когда говорят о том, что ребенок идет в первый класс и происходит адаптация, подразумевают, что ему первое время очень трудно в школе. Например, вот типичная цитата: “Первый класс школы – один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.” (Источник). То, что поступление в школу – один из наиболее тяжелых периодов в жизни ребенка, берется за неоспоримый факт. Как будто может быть только так и никак иначе. Не просто стресс, не просто новая обстановка и новый опыт, но “тяжелый период жизни”. И это данность, с которой ничего нельзя поделать, поэтому будем бороться с последствиями и попутно выдвигать требования к ребенку, каким он должен быть, чтобы с тяжелым периодом жизни героически справляться. А процесс того, как ребенок справляется с невыносимой трудностью школы, называют адаптацией. Хорошо справился – молодец, возьми с полки пирожок. Плохо справляешься – у тебя проблемы, мальчик (девочка).

Но послушайте! Школа ведь предназначена для того, чтобы ребенку что-то давать. Понимаете? Школа должна ребенку давать какие-то вещи: опыт, знания, какие-то возможности, поддержку. Как по-моему, когда тебе что-то дают, что-то, что тебе действительно нужно и интересно, длительная и сложная адаптация к этому не нужна. К хорошему быстро привыкают. :-)

Да, первоклашкам трудно высидеть несколько уроков за партой. Это значит, что школа должна позаботиться об их потребности двигаться! Тогда им не будет трудно. И так во всем. Детям не должно быть тяжело и плохо в школе. И в первом классе в том числе. Нельзя это принимать за константу, это грандиозная по своему размаху  подмена понятий, которая позволяет нашему школьному образованию быть неэффективным и мучительным для ребенка. Процесс между учеником и школой должен идти в обе стороны: школа тоже должна адаптироваться к ребенку, как-то о нем заботиться, чтобы ему не было тяжело и трудно. Школа – как организация, как общественный и государственный институт – должна быть по отношению к ребенку заботливой альфой, если хотите. :-) И к дошкольным учреждениям естественно относится то же самое .

Таким образом, все дело в школе, а не в ребенке, в том, насколько школа может создавать обучающую и благоприятную для ребенка среду. Если школа не дает ребенку, а берет у него – тогда возникает закономерная адаптация к тяжелым жизненным обстоятельствам. А если школа действительно делает свою работу и создает образовательные возможности для ребенка – нет никакой адаптации и нет никакой проблемы с подготовкой к школе, и нет никакой проблемы с тем, чтобы ребенка как можно раньше загнать в систему, пока он хотя бы минимально не “отрастил” способность сопротивляться принуждению и эксплуатации со стороны взрослых.

В этом, собственно, и есть скрытый, но реальный смысл отдачи в садик перед школой – в том, чтобы приучить ребенка подчиняться и не сопротивляться эксплуатации взрослых. Адаптировать его к токсичной среде.

Я предпочитаю другое решение: не допускать того, чтобы мой ребенок был вынужден длительное время находиться в токсичной среде.

Фролушкина Ольга [info] getnewpost

Фото flickr.com/photos/tabor-roeder

8 thoughts on “Социализация и адаптация к школе”

  1. Юлия:

    Супер! Отличная статья!!! Спасибо!

  2. Ирина:

    Адаптироваться нужно везде, даже к жизни в конкретной семье (после жизни в утробе). Адаптация – это просто механизм приспособления к конкретным жизненным обстоятельствам. Взрослые тоже все время адаптируются – ситуации меняются, новая работа, люди, окружение, друзья, увлечения, место жительства.
    Да, в 7 лет ребенок наверное лучше способен адаптироваться за счет возраста, но вопрос в том, что если он попадает в среду, где у детей другой, нежели у него, уровень социальной адаптации – ему будет сложнее, чем другим детям. Детская адаптация – это еще и набор отработанных социальных взаимодействий, который в каждом возрасте свой. И если ребенок к определенному возрасту не отработал эти соц. взаимодействия, то попадая в среду, где дети прошли это – ему будет сложнее адаптироваться, чем если бы он вместе с такими же детьми отработал эти навыки в более раннем возрасте.

    1. Елена:

      Мой муж не ходил в сад. И да, он говорит, что в первом классе ему было сложнее, чем остальным детям. НО в детский сад он не ходил, потому что ему там было еще хуже, чем в школе. И его родители оставили всякие попытки его туда водить, видя его невозможность адаптироваться, его ужасно состояние от посещения сада. А в школе – ничего, нормально адаптировался через некоторое время.

    2. Мрия Войчук:

      Механизм адаптации един. То есть научится адаптироваться можно в любом месте. А вот насчет навыков социализации… Тут очень хитро замаскированная ложь. Реальная социализация – то есть способность вписываться в коллектив без потери собственной индивидуальности возможна не ранее подросткового возраста. Реально большинство взрослых не демонстрируют способность к такой социализации. И именно потому, что ранняя социализация в детском возрасте приводит к задавливанию собственной индивидуальности и приучает действовать как все: в том числе и подчиняться неэтичным приказам свыше (см. Эксперимент Милгрэма)

  3. Ирина:

    …адаптироваться приходится не только к “токсичной среде”, а и к любому, даже самому мягкому изменения обстоятельств/окружения и пр..
    К слову сказать, я не вожу ребенка в ДС и рассматриваю вариант дом. обучения, но несколько по другим причинам.

  4. Татьяна:

    Размышления, конечно, очень правильные. Я абсолютно согласна и думаю точно также. Только вот хорошо рассуждать в теории, а в реальности то…. Школа, конечно, “должна”, но в реальности там всем на всё наплевать. Здорово, конечно, если есть возможность отдать в более-менее адекватную платную школу с мягкими условиями, но если возможности нет? Что делать в ситуации нужды, когда мама вынуждена работать? Что делать, если нет денег на хорошую школу? И что делать родителю со своим чувством вины от того, что он отдал ребенка в токсичную среду?
    Я не хочу отдавать дочку ни в сад, ни в школу, в том виде, в котором они есть сейчас, потому что тоже считаю, что кривая система, а не ребенок.
    Я задаю эти вопросы не для того, чтобы мне на них ответили – я уже давно знаю все ответы сама.
    Я пишу это потому, что меня несколько задевает категоричность автора. Я рада за автора, что она выкристаллизовала свою точку зрения, эта радость открытия сквозит в тексте, и я полностью ее разделяю! Я и сама сделала это открытие в свое время. Но хотелось бы поменьше категоричности и побольше реальности, чтобы необеспеченные слои населения не утонули в море вины (в котором они и так по горло плавают)))))

    1. Мрия Войчук:

      Когда человек категорично приходит к тому или иному взгляду на вещи – ему проще найти возможности для реализации своих взглядов в среде.

      1. Варя:

        С последним утверждением полностью согласна. Яркий пример. У моей знакомой умер муж, нет близких родственников в Москве и единственный, болезненный ребёнок. Казалось бы выхода нет, садик-единственно возможный вариант. Но чтобы ходить в садик, ей к садику нужно нанимать ещё и няню, т.к часто болеет. В итоге, сначала была няня, а когда денег не стало совсем – стала работать бухгалтером дома вместо офисной работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *