Социализация и адаптация к школе

от editor

Когда меня спрашивают, как же мой ребенок будет учиться в школе, если он не ходил в садик, я отвечаю так:

«Если ребенок в 2, 3, 4 года способен адаптироваться к садику, почему он в 7 лет не сможет адаптироваться в школе? Ведь с каждым годом ребенок становится самостоятельней, эмоционально устойчивей, сообразительней и т.п.»

Вообще, мне кажется, адаптация к школе, которую так любят многие мои коллеги-психологи, — это какое-то наглое надувательство. Если ребенок вынужден адаптироваться  и, тем более, если он испытывает значительные трудности — это не с ребенком не все в порядке, а со школой.

Поясню, что имею ввиду под адаптацией: обычно, когда говорят о том, что ребенок идет в первый класс и происходит адаптация, подразумевают, что ему первое время очень трудно в школе. Например, вот типичная цитата: «Первый класс школы — один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.» (Источник). То, что поступление в школу — один из наиболее тяжелых периодов в жизни ребенка, берется за неоспоримый факт. Как будто может быть только так и никак иначе. Не просто стресс, не просто новая обстановка и новый опыт, но «тяжелый период жизни». И это данность, с которой ничего нельзя поделать, поэтому будем бороться с последствиями и попутно выдвигать требования к ребенку, каким он должен быть, чтобы с тяжелым периодом жизни героически справляться. А процесс того, как ребенок справляется с невыносимой трудностью школы, называют адаптацией. Хорошо справился — молодец, возьми с полки пирожок. Плохо справляешься — у тебя проблемы, мальчик (девочка).

Но послушайте! Школа ведь предназначена для того, чтобы ребенку что-то давать. Понимаете? Школа должна ребенку давать какие-то вещи: опыт, знания, какие-то возможности, поддержку. Как по-моему, когда тебе что-то дают, что-то, что тебе действительно нужно и интересно, длительная и сложная адаптация к этому не нужна. К хорошему быстро привыкают.

Да, первоклашкам трудно высидеть несколько уроков за партой. Это значит, что школа должна позаботиться об их потребности двигаться! Тогда им не будет трудно. И так во всем. Детям не должно быть тяжело и плохо в школе. И в первом классе в том числе. Нельзя это принимать за константу, это грандиозная по своему размаху  подмена понятий, которая позволяет нашему школьному образованию быть неэффективным и мучительным для ребенка. Процесс между учеником и школой должен идти в обе стороны: школа тоже должна адаптироваться к ребенку, как-то о нем заботиться, чтобы ему не было тяжело и трудно. Школа — как организация, как общественный и государственный институт — должна быть по отношению к ребенку заботливой альфой, если хотите. 🙂 И к дошкольным учреждениям естественно относится то же самое .

Таким образом, все дело в школе, а не в ребенке, в том, насколько школа может создавать обучающую и благоприятную для ребенка среду. Если школа не дает ребенку, а берет у него — тогда возникает закономерная адаптация к тяжелым жизненным обстоятельствам. А если школа действительно делает свою работу и создает образовательные возможности для ребенка — нет никакой адаптации и нет никакой проблемы с подготовкой к школе, и нет никакой проблемы с тем, чтобы ребенка как можно раньше загнать в систему, пока он хотя бы минимально не «отрастил» способность сопротивляться принуждению и эксплуатации со стороны взрослых.

В этом, собственно, и есть скрытый, но реальный смысл отдачи в садик перед школой — в том, чтобы приучить ребенка подчиняться и не сопротивляться эксплуатации взрослых. Адаптировать его к токсичной среде.

Я предпочитаю другое решение: не допускать того, чтобы мой ребенок был вынужден длительное время находиться в токсичной среде.

Фролушкина Ольга [ljuser]getnewpost[/ljuser]

Фото flickr.com/photos/tabor-roeder

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.