Фантастическая драма, хорошо иллюстрирующая мир без эмоций. Интересная игра актеров: Мэрил Стрип в роли старейшины черно-белого мира и Джефф Бриджес в роли Дающего воспоминания, вручающий ключ к яркому миру радостей и печалей юному Принимающему.
В фильме можно увидеть чудесный процесс оттаивания Джонаса, его побег от боли настоящего мира и мужество преодоления своих уязвимостей ради маленького братика, которого успел полюбить, начав чувствовать эмоции.
Лица стерты, краски тусклы,
То ли люди, то ли куклы.
(из текста песни «Марионетки» группы «Машина времени»)
Ограниченный мир одинаковости (мир коммун) сер и тускл ради того, чтобы избежать зависти, злости, ненависти, страха, боли, грусти, скорби и других «негативных» эмоций. Чтобы не было конфликтов, хаоса и смятения, установили четкие правила, рождение и смерть четко регламентируются, а предназначение каждого указывают старейшины. От истинной жизни людей оберегают при помощи каждодневных инъекций, подавляющих эмоции. Мир кажется идеальным и простым… мир без эмоций. Но там нет места и радости, нежности, любви, любопытству. Нет в этом мире и близких доверительных отношений.
Но вот роль принимающего воспоминания назначают исполнять юному Джонасу, который мог видеть то, что не видели другие, но никогда не говорил об этом. У него появилось любопытство и стремление Играть, интерес к Жизни. В отношениях с Дающим воспоминания у него начал формироваться более красочный мир, который увлекал его своими яркими цветами и фантазиями. Джонас стал видеть образы и слышать звуки, испытывать целую гамму эмоций, названия которым не знал (невозможно знать то, чего не существует), но чувствовал, как нечто, живущее глубоко внутри, что помогала извлечь и музыка. Дающий просил Джонаса не думать о том, что он видел, а слушать то, что вызывает в нем музыка..
Диссонанс яркого мира и мира комунны привел его к нарушению правил. Старейшинам Джонас стал казаться беспечным, а он твердо понял, что знать что-то и чувствовать — совсем разные вещи.
Когда Джонас, в очередной раз принимая воспоминания, держал новорожденного малыша, слезы счастья покатились из его глаз, и он стал оттаивать..чувствовать больше, его жизнь стала еще полнее. А воспоминания о боли трансформировали его к состраданию. Тяжело так сильно чувствовать Жизнь, которая запрещена…и Джонас стал делиться ею с подругой детства и маленьким братиком, их отношения стали крепнуть, и Любовь поселилась в его сердце.
Особенно подчеркивается в фильме момент, когда Мэрил Стрип в роли старейшины говорит о том, что воспоминания о боли требуют много сил и мужества. И Джонас не выдерживает неожиданно обрушившееся на него воспоминание о войне, оно для него невыносимо: боль, страх, вопли, крики умирающих и убивающих, смерть друга, кровь и хаос.
Но когда опасность грозит его маленькому брату, он набирается смелости и идет «за край», где никто не должен был выжить. Чтобы наконец покончить с миром людей без эмоций, миром призраков, отголосков того, что когда-то делало их живыми.
Татьяна Савченко