Автор модели развития личности, основанной на теории привязанности, Гордон Ньюфелд, расскажет о том, чем плоха тенденция увеличения привязанности к ровесникам.
— В какой момент и почему ребенок начинает терять контакт с родителями и становится менее привязанным к ним? Есть ли какой-то критический возраст?
Гордон Ньюфелд: Это может случиться в любом возрасте. Для ребенка чрезвычайно важно сохранять крепкую связь с родителями. Если они недоступны, он находит себя в окружении других детей, как правило, сверстников. Это может произойти довольно неожиданно уже в 3-4 летнем возрасте. Сама тенденция на этом этапе еще не очевидна, потому что в этом возрасте дети естественным образом очень зависимы от взрослых, и их сверстники не могут о них позаботиться.
Но мы определенно можем увидеть зерно этого процесса – предпочитает ли ребенок быть со своими сверстниками, а не с родителями, чувствует ли себя с ними «как дома», то есть более комфортно и уютно. При этом в раннем возрасте это гораздо легче заметить, чем в подростковом, когда ребенок становится независимым, и мы думаем, что это естественно и что так и должно быть. Но в любом возрасте это происходит из-за того, что между ребенком и родителями существует недостаток взаимопонимания и контакта, в результате чего сверстники становятся для него более эмоционально доступны.
— В чем заключается феномен «ориентации на сверстников»? И в чем опасность этой тенденции?
Гордон Ньюфелд: Ориентация на сверстников заключается в том, что дети окружают себя другими детьми того же возраста, замещая ими родителей и взрослых, несущих за них ответственность. Они хотят быть со сверстниками, стремятся быть на них похожими, преувеличивают все аспекты этого контакта и близости. Это отдаляет их от взрослых. Одним из последствий этого процесса является то, что родителям становится намного сложнее заботиться о своих детях. Потому что именно привязанность ребенка к своим родителям формирует у него желание быть хорошим для них, брать с них пример, и отсутствие этой привязанности сильно усложняет задачу родителей.
Важно также то, что эта тенденция является разрушительной для процессов естественного развития ребенка. Он становится эмоционально зависим, теряет ту эмоциональную составляющую, которая стимулирует процесс мотивации. Ребенок становится гораздо более уязвимым и, как результат, занимает эмоционально-оборонительную позицию, в то время как мягкие и нежные эмоции также необходимы для его естественного развития и зрелости. Все это влияет на его способность развиваться независимой личностью. В результате такой ребенок может застрять в своем эмоциональном развитии, что часто приводит к более высокому уровню агрессии и одиночества.
— Почему мнение друзей и сверстников становится более значимым для ребенка, чем мнение родителей?
Гордон Ньюфелд: Потому что те, к кому мы привязаны, имеют для нас наибольшее значение. Это является одним из признаков ориентации ребенка на сверстников – если мнение ровесников становится для него важнее того, что думают родители. В современном обществе эта тенденция становится все более доминантной, поскольку дети склонны находиться среди других детей намного больше времени, чем среди взрослых. Мы очень рано помещаем их в окружение сверстников и не сильно заботимся об их привязанности к нам и другим взрослым, несущим за них ответственность. Это не нормально и не естественно. В традиционных культурах, в старые времена, связь между детьми и родителями была намного крепче, их мнение и мысли были наиболее значимы и приоритетны.
Источник: интервью портала letidor.ru
Фото Анны Штурман