Ольга Нечаева попыталась придумать простую аналогию, чтобы объяснить, как работают эмоции. Нам кажется, у неё это хорошо получилось.*
Вот как устроен мир и мы? Мы живём, и каждый день мир на нас воздействует: в нас поступают еда, впечатления, химикаты и вещества, вирусы, мысли, звуки и прикосновения, на нас действует температура воздуха, влажность, давление, эмоциональная энергия, уровень децибел и модные поветрия. И со всем этим мы как-то разбираемся. Мы принимаем хорошее и используем это как энергию: тепло, еду, воду, приятные впечатления, поддержку, ласку, заботу. Это функция ПИТАНИЯ.
Мы отвергаем плохое и защищаемся от него: одеваемся, мажем кожу защитным кремом, надеваем маски и перчатки, перестаем слушать глупости, закрываем фейсбук, уходим от неприятного разговора — это функция ЗАЩИТЫ.
Но если плохое в нас всё-таки попадает, мы от него избавляемся: выливаем с соплями вирусы, выкашливаем бактерии, выгоняем лимфой токсины и яды, выплакиваем обиды, стрессы и страхи, ну и так далее. Функция ВЫДЕЛЕНИЯ.
Это здоровый человек. А больной человек?
Больной человек хуже питается. У него язва, аллергия, он отказывается от поддержки и помощи и стесняется ласки.
Больной человек хуже защищается: он продолжает быть в разрушающих отношениях, поддаётся манипуляциям, вырезает аденоиды.
Больной человек не может справляться с эффективным выделением плохого: он подавляет стресс, сдерживает тошноту и проглатывает обиды, яды и токсины — физические, умственные, эмоциональные.
Дети не капризничают просто так. Здоровые дети выделяют из организма яды стрессов, страхов и обид.
Стремиться запретить ребенку периодически сорваться и поплакать «на пустом месте» — это все равно как стремиться запретить понос, простите за сравнение. Вы бы предпочли, чтобы кишечная палочка красиво осталась внутри?
* — примечание редакции
Ольга Нечаева
Фото: flickr.com/photos/edumillo