Здесь мы узнаем немного о том, как сделать процесс познания окружающего мира интереснее и легче для всех участников действа. Что же важно учесть при обучении, какие особенности развития мозга ребёнка? Ведь не секрет, что любой родитель, учись у него чадо в обычной школе, на домашнем обучении или же посредством анскулерства, желает, чтобы ребёнок был любознательным, развивался согласно замыслу природы, приобретал новые знания и навыки, успешно решал жизненные задачи. И хочется, чтобы это всё происходило как можно проще для самого ребёнка, да и для всей семьи, тревожащейся за будущее своего чада. На животрепещущие вопросы родителей детей, находящихся на альтернативном обучении, отвечает нейропсихолог Надежда Монастырская.
1. Как без школы и системы (возьмём анскулинг) ребёнок научится самоорганизации, постановке задач, достижению целей, дисциплине?
Ребёнок учится самоорганизации по мере созревания его мозга, а конкретно лобных долей, отвечающих за функции произвольности. Они развиваются дольше всех остальных зон и зрелости достигают сильно после школы. Школа, как таковая, не учит самоорганизации. Она даёт определённый набор знаний и требует выполнения заданий. Дальнейшее зависит от конкретного педагога, конкретной семьи. Вы можете постепенно делегировать ребёнку те или иные обязанности, осознавая свою ответственность и ведущую роль в этом процессе.
2. Как долго можно удерживать фокус внимания ребёнка на поставленной задаче до достижения результата? Моей дочери 8 лет. Она начинает заниматься чем-нибудь, а потом бросает, не доведя до конца. Если это возрастное, в каком возрасте она сможет это делать упорнее? Если это не произойдет настолько быстро, как хотелось бы маме, как родителю справиться со своими внутренними переживаниями?
Я увидела тут два отдельных вопроса — как изменить ситуацию с вниманием и как принять её. Могу сказать, что в 8 лет далеко не каждый ребёнок может долго удерживать внимание на чём-то, и это нормально. Это в частности зависит от индивидуальных особенностей нейродинамики (работоспособности). Лучше разбивать работу на маленькие кусочки, а в перерывах играть в игры, способствующие улучшению кровообращению. Что касается того, как принять свои чувства — для начала надо разложить по полочкам — где реальная ситуация, где ваши ожидания и проекции. Дальше — это большая работа над собой.
3. У моего ребёнка недостаточность концентрации внимания. У нас сложности в учёбе. С этого года мы ушли на семейное образование. Как нам оптимально организовать процесс обучения?
Первое. Слона надо есть по кусочкам. Не давайте больших задач сразу. Помогите для начала ребёнку увидеть из каких частей они состоят. Тогда ребёнок не будет тратить лишнюю энергию на сопротивление страшной неподъёмной, на первый взгляд ребёнка, задаче.
Второе. Оцените, что на данном этапе развития реально под силу ребёнку: не «положено по возрасту», а именно под силу ему.
Третье. Усложняйте задачу постепенно. Начните с того, что ребёнку даётся легко, чтобы не отпугнуть. Дайте почувствовать успешность и азарт. Можно поначалу взять на себя часть того, что даётся трудно, постепенно усложняя задания.
Четвёртое. Чем раньше ребёнок столкнётся с ощущением неуспешности, тем категоричнее он это будет воспринимать, вплоть до отказа от учёбы, потери интереса или утверждения «я — дурак». Со временем у ребёнка развивается способность смешивать чувства и он начинает относиться к неудачам по-другому.
4. Какие есть методики для увеличение концентрации внимания?
Методики для увеличения концентрации внимания, безусловно, есть. Например, очень хороший сборник игр для развития внимания из серии «Советы нейропсихолога» издательства ЭКСМО. Важно учитывать, с чем связан дефицит внимания. Это зависит от того, какие зоны мозга недостаточно зрелы. Многие особенности внимания корректируются со временем. Нельзя от каждого ребёнка ожидать, что он станет супервнимательным. Особенно, если дефицит связан с особенностями кровообращения или другими физиологическими причинами. Можно подходить с разных сторон к решению этого вопроса. Тут на помощь могут прийти курс нейропсихологической коррекции, остеопатия, ЛФК, бассейн, дыхательная гимнастика, щадящий режим.
5. Недавно читала у Татьяны Черниговской (нейролингвист и экспериментальный психолог): последние исследования показывают — в мозге нет жёсткого разделения функций на правое и левое полушарие. Порой, правое полушарие берёт на себя функции левого, и наоборот. В связи с этим вопрос: насколько состоятельны проекты по правополушарному обучению детей? Насколько они эффективны?
Да, действительно, полушария отличаются не столько функционалом, сколько способом обработки информации. Они очень пластичны и, в зависимости от ситуации, определённые функции могут брать на себя нетипичные зоны. Тем не менее, определённая заданность, конечно, существует. Так, речевая зона у правшей статистически чаще находится в левом полушарии, чем в правом. А вот что касается правополушарного обучения — тут я, к сожалению, не подскажу, поскольку не слишком близко знакома с методикой, чтобы оценивать её эффективность.
6.Нам внушают, что социализация происходит в обществе, в основном, в школе. Но так ли это? Не зависит ли развитие социальных навыков (общительность, умение заводить и поддерживать социальные связи) от зрелости мозга?
Вы абсолютно правы, способность социализироваться зависит от степени зрелости мозга. Иначе детдомовские дети были бы самыми социализированными людьми. Но, увы, статистика говорит об обратном. Что мы понимаем под социализацией? Интеграция в общество, учёт прав и свобод окружающих без потери себя или «прогибания» под него? Важно, чтобы помимо внешней формы (делать это или не делать то) выкристаллизовалось и содержание, внутренний смысл того или иного стиля взаимодействия с обществом. Вот это возможно при условии определённой степени зрелости. Конечно, для развития любой способности нужна тренировка – в пустой тёмной комнате мы не социализируемся. Но нужна ли для этого толпа ровесников под управлением одного уставшего взрослого? Семья, друзья семьи, люди на площадке, в кружках, в магазине — это тоже социум.
7. С какими проблемами обращаться к нейропсихологу? Как отличить их от проблем, с которыми нужно обращаться к какому-то другому специалисту? На что родителям обратить внимание?
Классическими поводами обращения к нейропсихологу являются: низкая успеваемость, невнимательность, гиперактивность, медлительность, отсутствие интереса к учебе, не соответствие развития возрастным нормам. Каждая из этих проблем может основываться не столько на незрелости мозга, сколько на проблемах детско-родительских и других взаимоотношений. Точнее, это как правило и то, и другое. Мой опыт показывает, что эффективнее делать упор именно на работу над отношениями — тогда даже слабые зоны подтягиваются, когда мозг не занят «работой над безопасностью». При наличии вышеперечисленных проблем вы можете обратиться к нейропсихологу и он уже оценит, насколько это связано именно с незрелостью мозга.
Если проблема изначально эмоциональная, страхи, например, то стоит пойти к психологу. Если проблема когнитивная или связана с учебной мотивацией — может быть полезен нейропсихолог. Ребёнок — существо любознательное, и нежелание узнавать редко бывает на пустом месте. Чаще всего это связано с трудностями, явными или скрытыми, или с тем, что мозгу ребёнка «не до того».
8. Мой ребенок учится в 4 классе. Он плохо держит внимание, перескакивает в разговоре с фразы на фразу, не заканчивает их. Плохо пишет: много ошибок. Как я могу ему помочь? Посоветуйте, пожалуйста, пособия для детей с проблемами по русскому языку.
В первую очередь — создать атмосферу безопасности, без излишней оценочности. Пожалуй, это самый сложный баланс в деле домашнего обучения. Очень многие дети делают ошибки из-за спешки, тревоги, им не хватает ресурса одновременно на сосредоточенную работу и борьбу с тревожностью, и ещё на сопротивление тому, что вместо игры вынужден сейчас заниматься.
Второе — спокойно, неспешно нужно разделить большую задачу на части — сначала это делает родитель, потом вместе с ребёнком, и постепенно ребёнок начинает делать это сам. Более подробно можно ответить уже видя конкретного ребёнка с его особенностями.
Есть замечательное пособие Соболевой «Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом». Там даны задания, направленные на работу с разными проблемами при изучении русского языка. Они организованы с точки зрения нейропсихологической логики.
9. Вопрос о мотивации к учебе. Слышала мнение, что «послушные» дети учатся хорошо лишь в начальных классах, пока искренне считают, что только за их послушность их любят. В старших классах дети сильно скатываются, потому что внутренней мотивации и интереса к учебе никогда и не было. Как в таком случае с самого начала заинтересовать ребёнка в учебе или объяснить её необходимость?
Действительно, дети в первые годы учатся больше ориентируясь на привязанность, на одобрение взрослого. В более старшем возрасте личные познавательные интересы проявляются более ярко. В этом нет ничего страшного. Это просто так есть. Пусть ребёнок тянется за тем, кто ему дорог, и впитывает его ценности! Тут важно не передавить, не придать оценке способностей ребёнка (как негативной, так и позитивной) слишком большой вес. Любознательность заложена в нас природой, в том числе, и как инструмент познания окружающего мира. Если у ребёнка есть сопротивление учёбе – надо искать причину, а не «объяснять необходимость». К пониманию этой необходимости он по-настоящему придёт ближе к институту.
Надежда Монастырская
Фото: flickr.com/photos/wwworks