Школьные советы часто просят меня помочь им подобрать для своих учеников хорошую программу по обучению социальным навыкам. Ими движут самые благие намерения, они хотят помочь своим ученикам научиться взаимодействовать друг с другом, хотят, чтобы в классах, коридорах и на школьных площадках царила более спокойная атмосфера.

Поначалу я серьёзно подходила к подобным запросам и даже создала целый список самых удачных, на мой взгляд, программ. Я надеялась, что вдобавок к тому, что дети научатся социальным навыкам, и учителя поймут, что обучать надо постепенно, много тренируя навыки на практике, так же как это происходит в случае с академическими предметами.

Однако с тех пор как я познакомилась с парадигмой развития Гордона Ньюфелда, включающей последние исследования мозга, я отчётливо вижу, сколь ошибочны попытки обучения детей тому, к чему они пока ещё не готовы.

Формирование способности взаимодействовать с другими людьми, учитывать не только свои, но и чужие потребности – это длительный и постепенный процесс. Он зависит от развития способности к интегративному мышлению, а не только от знаний, как правильно себя вести. Интегративное мышление связано с развитием префронтальной коры головного мозга, которая, как говорят последние исследования, только начинает развиваться у учеников начальных классов. Этот процесс будет завершен, когда им будет уже за двадцать. А именно префронтальный кортекс позволяет нам удерживать в голове как свои нужды, так и нужды других людей, что необходимо в любом социальном взаимодействии.

Пока префронтальный кортекс формируется, дети не всегда могут управлять своими эмоциями, особенно сильными. И находясь в переполненном коридоре, в суматохе площадки или в шумной столовой, ребёнку очень легко перевозбудиться. Навыки, которым их обучают, кажется, просто «вылетают у них из головы», и они реагируют инстинктивно, не рационально. Конечно, нас это расстраивает: ну почему же они НЕ ПОСТУПАЮТ правильно, они ведь ЗНАЮТ КАК? А мы, взрослые, всегда ли ПОСТУПАЕМ правильно, имея уже, будем считать, развитый мозг, и ЗНАЯ, КАК нужно поступать? Я про себя не могу такого сказать.

Если в вашей школе действует программа по развитию социальных навыков, продолжайте, но помните, что подобная программа не способна «вылечить» от лежащего в её основе обстоятельства – естественной или ситуативной незрелости, у всех по-разному. Листки самоконтроля и метод последствий не ускорят процесс развития.

Хотя исследования действительно показывают, что в школах, где используют программы обучения социальным навыкам, случаев плохого поведения у детей становится меньше, применение данных программ требует больших усилий и сильной вовлечённости, но даже тогда успех оказывается лишь временным.

Если вы ищете способ, как помочь своим ученикам «лучше справляться», я бы посоветовала вкладывать энергию и средства в обучение школьного персонала тому, что на самом деле нужно детям для развития: правильные отношения со взрослыми, дисциплина, которая не разделяет, а также структура и порядок, компенсирующие естественную незрелость и уберегающие детей от попадания в разного рода неприятности.

У Гордона Ньюфелда есть большое количество DVD, а также курсы дистанционного обучения, которые пошли бы на пользу школьному персоналу. Воспользуйтесь ими, ваши дети будут вам очень благодарны.

Автор Ева де Гостони (Eva de Gosztonyi)

Перевод Юлии Твердохлебовой

Редакция перевода Надежды Шестаковой

Источник

Фото: flickr.com/photos/worldbank

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.