Член Комиссии по развитию образования ОПРФ, учитель русского языка и литературы школы №57 г. Москвы Сергей Волков в эфире телеканала «Мама» дал несколько советов родителям, чьи дети ходят в школу.
Приближается учебный год, и все родители перед первым сентября, конечно же, впадают в панику. В них оживают школьные комплексы прошлых лет, когда они сами были учениками. Они тревожатся за детей.
Я встречаю это первое сентября в приподнятом настроении, потому что мой младший сын закончил школу. В этом году первого сентября в школу должен идти только я, как учитель. Я, в общем, радуюсь, что мои дети уже прошли школу, потому что школа — это травматическая вещь.
Мой совет родителям такой: нервничайте! Чем больше вы нервничаете и чем больше вы это нервозное состояние выражаете в каких-то движениях тела, как-то выводите его наружу, тем меньше остаётся внутри у вас этих задавленных нереализованных проблем. Хотите плакать? Плачьте! Хотите смеяться — смейтесь. Главное, помните одно: что ваши дети прекрасны и что школа не должна разлучить ваших детей с вами.
Вот когда ради того, чтобы умилостивить какого-то там страшного бога, который назавтра потребует домашнее задание, вы начинаете стоять над ребёнком в двенадцать ночи и бить его по затылку, чтобы он решил какой-нибудь сотый пример, или чтобы он повёл крючок и палочку в нужном направлении, и ребёнок, глотая слезы, всё это делает, помните, что в этот момент вы занимаете позицию школы, вы оставляете ребёнка одного в каком-то ужасном мире взрослых людей.
Как бы ваш ребёнок ни учился, какие бы оценки он ни получал, это только эпизод его жизни, это только точка зрения каких-то чужих взрослых на него. Это очень условная система, которую придумали люди: разделение на предметы, какие-то шкалы, по которым всех оценивают.
Ваш ребёнок — это ваш ребёнок. Он уникален, он прекрасен, и поэтому, пожалуйста, постарайтесь с наступлением первого сентября не отчуждать его от себя. Не переставайте его любить! Он такой же, как и всегда. Он не превращается в неудачника из-за того, что он не умеет решить примеры, не постигает какой-то физический закон или ещё что-то.
Вот если вам удастся сохранить со своим ребёнком эмоциональный контакт, когда он учится в школе, мне кажется, что вы в результате сделаете самое важное дело. Тогда ребёнок будет с вами делиться реальными своими проблемами, когда ему что-то будет нужно. Ребёнок будет воспринимать вас как человека, которому можно доверять в сложной ситуации.
И помните, что ему ужасно трудно! Спорим, сейчас никто из вас фактически не готов повторить этот подвиг: прийти в первый класс и знать, что ещё десять лет надо ходить на эти уроки, сидеть там сложа руки сорок пять минут по шесть раз в день, шесть дней в неделю, делать эти бесконечные домашние задания, которые если сложить все вместе — их ни один нормальный человек выполнить не может. Не надо заставлять детей делать все домашние задания. Грамотно лавируйте: сегодня сделаете одно, завтра — другое. Поймали — ну, поймали. Не поймали — значит, вместе радуйтесь, что не поймали.
Главное — сохранять здоровую психику!