От игры к индивидуальности

play-2-300x300.jpg

Умей дело делать — умей и позабавиться.
Пословица

Какова роль игры в жизни ребёнка и почему нужно выделять на неё время? Игра зачастую рассматривается как беззаботно проведённое свободное время, в ней нет работы. Такие моменты – одни из самых счастливых воспоминаний моего детства. Я и по сей день помню свои качели, на которых я мысленно уносилась далеко за пределы своего двора.

Моменты, проведённые в игре, – это роскошь, они случаются, когда у ребёнка удовлетворены потребности в отношениях. Они очень важны для развития мозга, потому что именно тогда в нём формируются нейронные связи, которые в дальнейшем используются для решения возникающих задач, а также в творчестве. Исследования детей, которым не доставало среды, благоприятной для игры, говорят о том, что возможности их мозга на 20 – 30% меньше. Игра – это не пустое времяпрепровождение, это время, когда дети «строят» свой мозг, который нужен им для работы и учёбы.

Цифровой мир

Игра игре рознь. В данном случае речь не об игрушках, стимуляции и развлечениях. Игра, необходимая детям, – это та игра, где есть самовыражение и исследование, идущие изнутри и движущие ими в процессе строительства, конструирования, в созидании, – это не пассивная деятельность. Такая игра называется спонтанной игрой. У ребёнка в этом состоянии в полную силу проявляется любопытство, работает воображение, он совершает свои открытия.

Мой муж часто ворчал, когда, вернувшись с работы домой, обнаруживал, что ванна превратилась в бассейн для кукол, из комнаты в комнату, уворачиваясь от захватчиков, летает космический корабль и повсюду царит беспорядок, появившийся за многие часы игры. Мне приходилось напоминать ему, что не следует воспринимать всё это как беспорядок, скорее это результат работы воображения учителя, дизайнера и учёного, скрывающихся внутри наших детей. Они играют и по сей день, редко когда мы можем ходить по полу, на котором ничего не лежит.

Спонтанная игра обычно не возникает во время занятий, в которых много правил и структуры, потому что правила часто сдерживают и забирают на себя ведущую роль в игре. Это не означает, что таких занятий не должно быть, просто нужно понимать, что подобная структурированная деятельность не то же самое, что и свободная игра. В первом классе моя дочь сообщила своему учителю по физкультуре, что она не хочет вступать в его клуб бегунов, потому что у неё уже достаточно занятий и она хочет просто поиграть.

Дети, которые получают много стимуляции от телевизора или компьютера, могут жаловаться, что без них им скучно. Это происходит потому, что их спонтанная игра и энергия дерзновения приглушены, подавлены или вытеснены. Для того чтобы у ребенка появились эти золотые моменты спонтанной игры, мы должны выполнить свою часть работы: удовлетворить потребности в отношениях и предоставить необходимые материалы и пространство, свободное от стимуляции. Когда эти условия выполнены, мы можем расслабиться и наблюдать за плодами их воображения. Мы можем быть уверены, что это не просто детская игра, это процесс формирования мозга, который будет решать проблемы завтрашнего дня.

Дебора Макнамара (Deborah MacNamara)

Интенсив 1

Перевод Твердохлебовой Юлии

Источник

 Фото из архива автора

Дети от 2 до 7

3 thoughts on “От игры к индивидуальности”

  1. Мой муж тоже прошел через тот же этап. ))) Теперь никто не выражает недовольства, что и по полу не пройдешь, чтобы там что-либо не лежало, ни на диван не сядешь не глядя ;), ни за обеденным столом не расположишься, не расчистив место предварительно.
    Даже из постели может что-нибудь выпасть неожиданно. Однажды ночью проснулась от грохота. Оказывается, “телефон” упал на пол: большая продолговатая морская галька с нарисованным экраном и кнопками. )))

  2. Юлия:

    А у нас вчера на кухне, на полу, была выложена дуга из ломтиков хлеба, которые были предварительно стянуты со стола вместе с пакетом, да еще и каждый второй ломтик был надкушен… )) Обычно мы выкладываем в ряды книги, игрушки, баночки крема или лака для ногтей, а теперь вот добрались до продуктов )

  3. Мрия Войчук:

    Если для Вас уязвима игра с едой – то можно предложить другие варианты предметов. Ставить ограничения на использование материала вполне возможно, главное – не ограничивать саму возможность играть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *