Ребёнку прежде всего нужна любовь

3560109343_5092811c56_o.jpg

В доме наших друзей недавно жила участница программы по культурному обмену. «Эстер» была воспитательницей детского сада из Заира, а у нас в Виннипеге она работала в государственном садике в течение всего своего годового пребывания в Канаде. Однажды за ужином я спросила её, к каким культурным различиям ей было сложнее всего приспособиться, находясь в Канаде. Эстер пришла в замешательство от этого вопроса: было заметно, что она боится нас обидеть. После наших уверений она осторожно начала рассказывать.

«Знаете, – мягко сказала она, – самое большое различие я вижу в том, как вы относитесь к своим детям. Я не знаю, как вам об этом сказать, но понимаете, у нас в Заире мы верим, что детям нужна прежде всего любовь. Они маленькие, они ещё всему учатся, и прежде всего им нужна любовь».

Можете себе представить, как она меня этим заинтересовала! Эстер не знала, чем я занимаюсь, тем более интригующим оказалось её замечание. Я думаю, многие родители в Канаде согласятся с мыслью, что детям прежде всего нужна любовь, но было очевидно, что Эстер понимала под этим нечто другое по сравнению с нашей культурной нормой. Когда я попросила её объяснить подробнее, она рассказала мне такую историю:

Интенсив 1

«Однажды на первой неделе моей работы в канадском садике наступило время полдника, и всем детям было сказано помыть руки. Мэтью, которому было 3,5 года, стоял у раковины с рассеянным видом, он покачивался туда-сюда и смотрел куда угодно, только не на кран. Главный воспитатель сказал ему: «Мэтью, пора мыть руки». Мэтью поднял голову и посмотрел в потолок. Я поняла, что сейчас он не может сосредоточиться, поэтому я подошла к нему сзади, обняла его, взяла его ручки, наклонилась, чтобы заглянуть ему в глаза, и рассказала ему историю, пока мыла и вытирала ему руки, а он смеялся и болтал со мной. Потом я взяла его за руку и отвела к столику с полдником, там я сидела рядом с ним, пока он ел.

Позже мой начальник отозвал меня в сторону и сказал, что мои действия были совершенно недопустимыми: Мэтью прекрасно умеет сам мыть руки и мне нельзя делать за него то, что он может делать сам. Мэтью нужно научиться слушать, следовать указаниям и быть самостоятельным. Теперь я вынуждена стоять рядом и наблюдать, как Мэтью говорят: «Мэтью, пора мыть руки. Мэтью, если ты не помоешь руки, то не получишь полдника. Мэтью, если ты не слушаешься, то тебе придётся посидеть на стульчике для размышлений», и Мэтью сидит на этом стульчике, пока все остальные полдничают. Это сидение совсем не помогает: на следующий день с ним всё ещё хуже, чем было вчера.

Я этого не понимаю. В Заире мы считаем, что детям прежде всего нужна любовь. Он маленький, он ещё всему учится; ему нужна любовь в первую очередь! Я думаю, что в Заире, если бы учитель забрал ребёнка из группы и посадил его одного на стульчик, родители бы очень рассердились. Думаю, что они не позволили бы ребёнку посещать такое заведение. Они никогда не позволили бы, чтобы с их ребёнком так обращались. Я думаю, что если бы с ребёнком в Заире так обращались, то он надолго стал бы бояться садика, воспитателей и уроков. Его бы это сильно обидело, а эти дети даже не плачут. Я не понимаю этого.

В этом я вижу самую большую разницу: в Заире мы верим, что детям нужна прежде всего любовь.»

Памела Уайт (Pamela Whyte)

Перевод Ирины Маценко

Редакция Златы Волковой

Источник

Фото: www.flickr.com/photos/ktlindsay

подписка на дайджест

4 thoughts on “Ребёнку прежде всего нужна любовь”

  1. Варя:

    История, конечно, интересная… Только вот что мы знаем о Заире? Что там все поголовно счастливы? Что там низкая преступность? Или это о ней говорится “Страна, не знающая мира”?…

    1. Мрия Войчук:

      Варя, в первую очередь то, что мы знаем о Заире – это то, что там традиционное общество: то есть общество, чья культура заморачивалась на совершенствовании отношений внутри своей группы , а не на совершенствовании орудий. К сожалению традиционное общество – это общество малых групп (и соответственно сливающие агрессию от фрустраций на чужих), где трудно представить ложь среди своих ради достижения целей – соответственно такие общества очень легко раскалываются извне более искушенными европейцами, натравливающие эти малые группы друг на друга.

  2. Елена:

    Спасибо за статью!
    Давно хотела спросить. Что именно заставляет детей воспринимать подобное отношение, как должное?

    1. Мрия Войчук:

      Дети любое отношение воспринимают как должное – у них нет большого опыта, чтобы сравнивать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *