Как помочь расцвести детям-орхидеям (часть 2 из 3)

Depositphotos_45105183_original.jpg

Это вторая часть статьи доктора Деборы Макнамары о чувствительных детях (детях-орхидеях). В первой части автор нарисовала портрет чувствительного ребёнка-орхидеи. Термин «дети-орхидеи» часто фигурирует в литературе для родителей, а здесь используется скорее как описательная метафора, и мы надеемся, не станет ярлыком.

 С какими трудностями мы обычно сталкиваемся, растя чувствительных детей?

При воспитании чувствительных детей мы сталкиваемся с рядом сложностей, поскольку эти дети очень восприимчивы к сенсорной информации. Они разительно отличаются от своих покладистых сверстников и требуют особого внимания от заботящихся о них взрослых. Родители чувствительных детей рассказывают мне о том, каким нелёгким испытанием может быть воспитание ребёнка, который настолько остро на всё реагирует по сравнению с другими. Они часто относят на свой счёт такое поведение детей, считая его своей виной и не понимая, что эти дети подвержены чрезмерному воздействию окружающей среды. Родителям чувствительных детей подчас нелегко объяснить другим взрослым, чем их дети отличаются от остальных. Их часто осуждают за гиперопеку и неправильно истолковывают их действия. К счастью для многих детей-орхидей их родители – один или оба – тоже могут быть чувствительными, что помогает им лучше понимать своих детей.

курс Альфа-дети
  1. Чем выше чувствительность ребёнка, тем быстрее он возбуждается.

Учитывая повышенную восприимчивость чувствительных детей, нет ничего удивительного в том, что они легко перегружаются и перевозбуждаются под действием окружающей среды. Особенно ярко это проявляется в ранние годы их жизни, когда мозг еще незрел и сильнее подвержен перегрузкам сенсорной информацией. Вот как одна мама рассказала о своем чувствительном четырехлетке:

Джейкоб так сильно любил свою учительницу музыки, что, когда ей пришлось поменять место проведения занятий, мы последовали за ней – из залитой солнцем классной комнаты рядом с нашим домом в тёмный подвал музыкальной школы, где она теперь преподавала. На первом занятии Джейкоб никак не мог успокоиться и всё время выбегал из класса. Во время второго занятия он пришёл в такое возбуждение, что стал прыгать вверх-вниз и приземлился на учительницу. На следующий день, когда он был в спокойном состоянии, я спросила, нет ли чего-то такого, что ему не нравится на новом месте. “Лампы жужжат”, – объяснил он, – “Я ничего не слышу из-за этих ламп”.

Чувствительным детям часто кажется, что они невыносимы в моменты, когда вместе складывается сразу несколько неблагоприятных факторов: усталость, голод и раздражение. Ощущение собственной невыносимости приводит к новым огорчениям и всплескам эмоций, к обидам и сопротивлению.

В идеальных условиях среднестатистическому ребёнку требуется от пяти до семи лет, чтобы мозг научился полностью интегрировать сенсорную информацию с возрастающей скоростью и эффективностью. С завершением интеграции мозга ребёнок должен начать демонстрировать признаки контроля над своими импульсами, уравновешенности в эмоциональных реакциях и способности принимать в расчёт обстоятельства. Чувствительным детям может понадобиться больше времени на развитие мозга – ещё год или два сверх этого, в зависимости от уровня чувствительности и окружающей среды.¹

Эта возможная задержка в развитии мозга имеет значение для процесса обучения, так как контроль над импульсами и уравновешенные эмоциональные реакции появляются у этих детей позже по сравнению с их собратьями-одуванчиками. В то время как они могут быть интеллектуально развитыми уже в возрасте шести лет, их поведение может казаться незрелым из-за вспышек эмоций, огорчений и отсутствия самоконтроля. Из-за повышенной восприимчивости чувствительного ребёнка к внешним раздражителям нейронные связи в префронтальных зонах головного мозга формируются дольше, чтобы появилась возможность справляться с дополнительной сенсорной информацией. А пока этого не произойдет, чувствительные дети рискуют получить диагнозы, связанные с проблемами с вниманием или поведением, хотя на самом деле они просто “расцветают” позже остальных.

Интенсив 1
  1. Чем выше чувствительность ребёнка, тем быстрее он перегружается от полученных впечатлений.

Одна из типичных ошибок, которую мы совершаем с чувствительными детьми, – это переизбыток сенсорной информации, которую мы даем им, видя их природные способности. Для детей-орхидей больше не значит лучше, и велика вероятность срабатывания защит, защищающих от сенсорной информации. Правильнее будет не подвергать таких детей дополнительной стимуляции – им нужно больше времени и пространства для обработки информации. Пожалуй, лучший способ обеспечить маленьким детям такое пространство – это предоставить возможности для игры, а также творческого уединения по мере того, как они растут. Отвечая на их потребности, лучше всегда держать в уме старую-добрую поговорку: «Тише едешь – дальше будешь».

Чувствительные дети также могут перегружаться от эмоциональных впечатлений. Чувства – уязвимая территория для большинства людей, а особенно для ребёнка-орхидеи. Эмоциональные переживания, в которых присутствуют такие чувства, как страх, неравнодушие, радость, раздражение, вина, стыд, одиночество и отвержение, могут порождать довольно сильные реакции. Для маленьких чувствительных детей разлука может стать трудным испытанием, которому будут сопутствовать бурные эмоциональные всплески. Истерики могут стать неконтролируемыми – интенсивными и длительными – так наружу будет выходить раздражение и агрессия. В то же время сильные желания и чувство неравнодушия становятся причиной огромных разочарований. Чувствительные дети часто воображают гораздо больше, чем могут осуществить на деле, и сильно расстраиваются из-за своего несовершенства. Их чувства могут быть сильными, всепоглощающими и неконтролируемыми – именно поэтому им нужны уверенные заботливые взрослые, которые смогут помочь пережить эти бури.

Со временем, благодаря терпению и поддержке от окружающих взрослых чувствительные дети смогут установить связь со своим богатым внутренним миром. Им нужно узнать, как называются их эмоции, а также получить простор для их выражения. Это те предварительные стадии, которые им необходимо пройти для того, чтобы развить контроль над своим внутренним миром. А пока их взрослые должны быть ответственными за то, чтобы они сохраняли способность плакать и у них было безопасное принимающее место, куда можно прийти, когда мир вокруг становится невыносим.

  1. Чем более чувствителен ребёнок, тем сильнее его потребность в надёжной привязанности к заботливым взрослым.

Надёжная привязанность к заботливому взрослому даёт отдых и возможность передышки в мире, который кажется невыносимым. Но есть одна сложность: чувствительным детям может казаться, что с ними очень трудно справляться, что у них чрезмерные реакции и что они слишком сильно расстраивают ответственных за них взрослых. Взрослым необходимо донести до детей, что они в состоянии о них позаботиться, что они не разрушатся от такого поведения и эмоций и не будут использовать разделение в качестве наказания или “последствия”.

Чувствительным детям нужны сильные альфы, заботливые взрослые, к которым они могли бы быть привязаны, чтобы чувствовать себя в безопасности и под надёжным руководством. Взрослым, возможно, потребуется упорно работать над тем, чтобы завоевать их доверие, так как эти дети проницательны и хорошо чувствуют фальшь. Взрослым нужно щедро предлагать отношения, полные теплоты, радости и удовольствия. Они должны поощрять зависимость ребёнка от них, ориентировать его в окружающем мире и знакомить с людьми, которые будут заботиться о нём: с учителями, тренерами, стоматологами и другими врачами. Больше всего чувствительный ребёнок нуждается во взрослом человеке, который способен распознать его потребности и взять на себя ведущую роль в заботе о нем.

курс Альфа-дети

Продолжение следует…  В заключительной части данной статьи Дебора поделится мыслями о том, как создать подходящую окружающую среду для развития чувствительных детей.

¹ Гордон Ньюфелд (2013). Интенсив 1: Понимать детей. Институт Ньюфелда, Ванкувер, Канада.

Дебора Макнамара

Перевод Юлии Твердохлебовой

Редакция Надежды Шестаковой

Источник

Интенсив 1

Фото взято с сайта источника

подписка на дайджест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *