Данным видео мы начинаем серию вопросов и ответов Гордона Ньюфелда, посвященную проблеме буллинга (или травли) среди детей. Предлагаем вашему вниманию 1 часть из 4. Здесь вы найдете части 2 и 3 и часть 4.
Часть 1. Почему дети буллят?
Многие считают, что буллинг – это поведенческая проблема, что булли ведут себя так намеренно. Потому что само слово подразумевает использование силы с целью добиться своего, поэтому они буллят окружающих. На самом же деле, если мы посмотрим на это явление более внимательно, то увидим, что оно непосредственно связано с инстинктами привязанности, и инстинкты привязанности в этом случае искажаются.
Привязанность нужна для того, чтобы легче было заботиться. Для облегчения заботы о младших, слабых, нуждающихся, уязвимых существуют две группы инстинктов. Один из инстинктов – инстинкт зависеть, смотреть снизу вверх, искать ответы. Для другой группы в отношении людей у нас нет названия, но в животном мире это альфа-инстинкты – инстинкты доминировать, брать под свой контроль, оставлять за собой последнее слово, всегда находиться в позиции первого, главного – и все это для того, чтобы иметь возможность заботиться. И это очень хорошо можно наблюдать в животном мире.
Проблема начинается тогда, когда дети теряют свои чувства, происходит побег от уязвимости – и это случается сейчас с нашими детьми. Они не только становятся альфа-детьми, а альфа-дети – это дети, которые считают, что за ними всегда последнее слово, что они должны все контролировать, выигрывать в каждой ситуации, помимо этого они еще защищены от заботы и как следствие – от чувства ответственности. И это приводит к аберрации (отклонению от нормы), при которой ребенок, по сути, демонстрирует свое превосходство, используя уязвимость других. Это и есть суть определения «булли» – использовать слабость и уязвимость других.
И это феномен аберрантной привязанности. Он очень ясно говорит нам о том, что буллинг – если сказать простыми словами – есть, по сути, нарушение привязанности. И если мы будем работать непосредственно с этим, будем заново помещать булли в условия правильной иерархии, и программы, которые лучше всего справляются с этой задачей – это те, в которых привлекаются взрослые, взаимодействуют разные поколения. Последняя – замечательная программа, которая впервые стартовала в Торонто. Еще одна программа связана с участием младенцев.
Суть этих программ – это помещение булли в условия естественной иерархии заботливых отношений. И это именно то, что им нужно. Помимо этого, когда они сильно привязываются к заботливым взрослым, их сердца смягчаются. А булли не бывают с мягкими сердцами. И если к ним возвращаются их чувства, то возвращается и забота. И это в корне меняет всю ситуацию. В случае с булли главное – это правильные отношения и мягкое сердце.
Проблема заключается в том, что мы совершенно неправильно с ними работаем – мы работаем с поведением, с симптомами, а не с корнем проблемы.
Гордон Ньюфелд
Перевод Юлии Твердохлебовой
Русскую версию озвучил Виталий Зорин
Монтаж и сведение звука русской версии Евы Фарбер
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=OvgS1o-h3MU&index=1&list=PL5-BFo0tnUeI2qy7QMB0mjYVo1hkwGrWZ