«Головоломка»/Inside Out (2015): обзор мультфильма

от editor
головоломка, мультфильм, эмоции, адаптация

«Головоломка» (Inside Out) – это мультфильм студий «Дисней» и «Пиксар», вышедший на DVD и Blu-Ray в 2015 году.

Я повела свою дочь посмотреть его, когда мультфильм ещё шёл в кинотеатрах, и я с радостью делюсь с вами своими впечатлениями – и восторгами – об этом прекрасном произведении. (Cразу предупреждаю, что в этом обзоре есть спойлеры.)

Сюжет «Головоломки» разворачивается в красочной творческой кабине управления в мозге ребёнка. Главное действующее лицо, ведущая эмоция Радость, сразу же представляет зрителям главную маленькую героиню – Райли, милого агукающего и воркующего младенца.

Радость весело управляет эмоциональным процессом Райли, складывая её похожие на стеклянные шарики воспоминания в стены «штаб-квартиры» и с удовольствием отправляя особо важные из них наверх в долговременное хранилище. Но скоро в кабине управления станет тесно, по словам Радости.

В ходе потрясающей сцены, когда родители Райли знакомят её с брокколи, Радость также знакомит нас со своими «коллегами» (другими эмоциями) в действии – демонстрируя в то же время то, что доктор Гордон Ньюфелд называет в своём новом курсе «Значение сердца: наука эмоций» первым законом эмоций: эмоция ищет выражения.

Мы видим Страх, который с удивлением взирает на приближающуюся брокколи на экране, демонстрирующем нам замешательство Райли. Он спрашивает: «Вы думаете, это безопасно?» Затем вступает Брезгливость, которая склоняется над рычагами, скривив верхнюю губу, ведь её работа – оберегать Райли «от отравлений, физических и социальных». Брезгливость оценивает ситуацию, двигает рычаги на панели… и Райли выражает свою эмоцию, запуская тарелкой с брокколи в отца. После родительской угрозы лишить героиню десерта Гнев запускает своё выражение, с горящими волосами долбя по панели и вызывая этим у Райли истерику.

Отец девочки отвечает на это игрой в самолётики из вилки, мгновенно зачаровывая все эмоции, а заодно и саму Райли. Эта минутная сцена с успехом рисует восхитительный портрет личности дошкольника. В соответствии с процессом развития Райли может чувствовать только одну эмоцию в момент времени. Её эмоциям присуща уверенность в своих мыслях. Они недальновидны. Они склонны к переменам настроения. И в довершение этого, они все наивно верят в чудеса.

Оставив свою наименее любимую эмоцию напоследок, Радость представляет нам Печаль. Большую часть фильма Радость старается держать Печаль подальше от кресла перед панелью управления и от воспоминаний Райли – чтобы та не замарала их своим грустным голубым прикосновением.

«Пиксар» взял за основу базовые эмоции Йака Панксеппа, что, конечно же, упрощает сюжет для юных зрителей. Но мне хотелось бы, чтобы картина эмоций была шире и точнее. Обещание Радости, описывающее «тесную» кабину управления, разочаровало меня, когда на сцену вышли еще всего четыре эмоции. Мне бы хотелось увидеть кабину управления по-настоящему забитой широким спектром других эмоций – их должны быть дюжины, даже если брать основные – например, спокойствие, небезопасность, сопротивление, пугливость, скука, как минимум. К тому же то, что «Пиксар» назвал Гневом, стоило точнее назвать Фрустрацией, так это слово не несло бы в себе обвиняющей окраски. Аналогично, Тревога была бы более наглядным названием, чем Страх. Брезгливость вносила в повествование нотки юмора, но на самом деле это эмоция, служащая выживанию, хоть в фильме её и не показали с такой стороны.

Несмотря на всё сказанное, даже с пятью эмоциями, представленными таким вот образом, студия «Пиксар» отлично справилась с задачей показать работу эмоций. Как говорит доктор Ньюфелд: «Эмоции должны выполнить работу. Они должны побуждать нас и тем самым служить нам. Это способ Природы заботиться о ребёнке». Фильм не оставляет сомнений, что все пять эмоций искренне заботятся о Райли и, несмотря на свои ограничения, в её мозге они действуют под влиянием общей мотивации – служить ей.

Ситуация становится интереснее, когда Райли исполняется 11 лет и её семья переезжает из Миннесоты в Сан-Франциско. Там Райли сталкивается со всевозможными препятствиями: пицца, «испорченная» брокколи, перешёптывающиеся одноклассники и занятые, отвлекающиеся родители. В довершение всего Райли теперь стала подростком, и уровень её тревоги вырос – из-за переезда, из-за утраты близости с родителями (и с воображаемым другом Бинго-Бонго), тревоги, которая неизбежна, когда мы вырастаем. Другими словами, Райли испытывает невероятное разделение в этот период своей жизни.

Печаль не собиралась вмешиваться, но она не может удержаться от попыток приблизиться к воспоминаниям Райли, окрашивая их грустью. Радость не хочет подпускать Печаль. Она пытается её отговорить. Она обсуждает поведение Печали. Она осуждает чувства. Психологи развития легко предскажут, что ситуация станет ещё запутаннее, когда Радость попытается спасти эмоции Райли от дальнейшего «вреда». Во время одной из ссор Радость и Печаль засасывает по трубе в хранилище памяти, и теперь им придётся искать путь обратно в штаб-квартиру. Начинается настоящее приключение.

«Эмоции спонтанны, но не неизбежны», – говорит доктор Ньюфелд. «Их можно подавить. На их пути могут возникнуть препятствия». «Пиксар» воздвигает на пути Радости множество препятствий, чтобы продемонстрировать это.

радость, печаль, препятствия, слезы

В области Долговременной Памяти Радость потрясена тем, что рабочие выбрасывают воспоминания Райли по своему усмотрению. Но как писал классический психолог Жан Пиаже: «Самая первая тщетность, с которой сталкиваются дети в своей жизни, – это невозможность удержать приятные события». Радость впервые пробует на вкус ту самую тщетность, а взрослые зрители весело смеются, когда номера телефонов выбрасываются из долговременной памяти, потому что, конечно же, у Райли «теперь есть для этого сотовый».

В это самое время Страх, Брезгливость и Гнев одни справляются с ситуацией в штаб-квартире. Они отчаянно хотят, чтобы Радость вернулась за пульт и управляла процессом, как обычно. Они стараются выражать себя так, как это делает Радость, они все верят, что секрет заключён именно в Радости. Но они не справляются. Эмоции приглушаются – нейробиологи назвали бы это подавлением всех эмоций – что приводит Райли к депрессии. Без необходимого движения эмоций Райли больше ничего не заботит. Она перестаёт волноваться о своих привязанностях. Её пять «островков личности», которые воплощают в себе то, что для неё важнее всего – остров Озорства, Хоккея, Дружбы, Честности и Семьи – начинают разрушаться.

Путешествие Радости и Печали проходит через хранилище долговременной памяти и абстрактное мышление к природному спасению через игру – в страну воображения, где Бинго-Бонго всегда ждёт, чтобы повеселиться… и воображаемый бойфренд Райли тоже ждёт своего звёздного момента, чтобы галантно вмешаться. Радость и Печаль посещают похожую на Голливуд студию производства снов, подсознание и пустыню выброшенных воспоминаний.

В итоге Радость и Печаль должны завершить своё эмоциональное путешествие. С помощью игры и слёз Радость приходит к пониманию, что она не может ограждать Райли от влияния Печали. На самом деле Печаль ей нужна, и ей необходимо поверить в ценность Печали. В конце концов история Райли оказывается историей адаптации – она не может смириться с переездом, пока она не отпустит тот мир, который остался позади. А с этим может справиться только Печаль. Печаль почувствовала, что в неё верят и её ценят, поняла, что она тоже важна, и теперь она вдохновлена ростом вновь обретённой уверенности в себе.

После того как Радость и Печаль завершают своё героическое путешествие, мы видим ещё более радостное окончание истории, когда остальные эмоции смешиваются с Радостью и Печалью, чтобы исполнить свою общую миссию для Райли – спасти её от подросткового соблазна избежать тревог, когда наступает этот важный переходный период к зрелости.

В точности как писал Уильям Блейк, «Боль и радость чередой ткут покров души людской», Радость и Печаль подтверждают фразу доктора Ньюфелда: «Счастье лежит по другую сторону грусти, которую мы приняли». Когда Радость и Печаль смешиваются и работают за пультом вместе, Райли адаптируется через слёзы, находя утешение в руках своих любящих и заботливых родителей. В то время как она адаптируется к этой огромной перемене в своём мире и к первой стадии подросткового возраста, Райли становится самостоятельной личностью, её разрушенные островки индивидуальности перестраиваются, и возникают дюжины новых.

Моим детям мультфильм очень понравился, несмотря на то что им 5 и 6 лет и они слишком малы, чтобы целиком охватить все хитросплетения, смыслы и юмор картины. После просмотра я спросила у дочек, о чём было кино. Они покачали головой, призадумавшись.

После паузы старшая ответила: «Всё было так запутано».

Она сама не поняла, что сказала. Но она была права. Даже детям, слишком маленьким, чтобы охватить фильм целиком, каким-то образом отзовётся послание «Головоломки»: счастье не может обладать человеком – или постоянно им управлять. Все эмоции важны и действуют в интересах ребёнка. У них всех есть своя цель. Как ещё полнее можно было бы описать образ эмоционального здоровья?

Сара Истерли

Перевод Ирины Маценко

Редактура Евы Фарбер

Источник: http://neufeldinstitute.org/insight-out-film-review-of-inside-out/

Похожие сообщения

Сайт «Заботливая Альфа» существует с 2013 года с целью поддержки родителей и специалистов, которые растят и обучают детей в русле теории развития на основе привязанности.
Наш сайт представляет собой библиотеку, в которой собрано большое количество научных исследований, интервью, теоретических статей и историй из личного опыта родителей, педагогов, психологов.
© 2013-2022 Alpha-parenting.ru Все права защищены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций. При перепечатке материалов гиперссылка на сайт обязательна.