В обыденном сознании существует представление, что подростки, в отличие от детей, уже мало нуждаются в поддержке семьи. Считается, что в трудном возрасте ребята больше ценят общение с друзьями. Авторитет среди сверстников, дружба, любовь, конечно, важны для самоощущения старшеклассников. Однако и отношения с родителями тоже очень значимы, показал Дмитрий Дубров. Подросток чувствует себя более счастливым, если ощущает тепло, внимание и помощь со стороны семьи, отметил он в докладе «Значение внутрисемейного социального капитала для субъективного благополучия подростков и их родителей». Исследование основано на опросе 397 человек — 274 старшеклассников и 123 родителей*.
Подросток остро нуждается в общении с семьей
Взрослея, дети так или иначе дистанцируются от родителей. С одной стороны, подросток «дрейфует» в сторону сверстников (друзей, одноклассников), ищет у них поддержки. Общение вне семьи происходит все чаще. С другой стороны, повзрослевший ребенок уходит в себя, пытается держать близких на расстоянии, яростно отстаивает «свою» территорию и свободу. Контроль со стороны родителей он встречает в штыки. Это происходит отнюдь не только с «трудными» подростками, но с большинством тинейджеров.
При всей дистанции с родителями, старшеклассник внутренне остро нуждается в их поддержке. Ему необходима «долюбленность», ощущение своей значимости для близких, их внимание. Это может спасти подростка от участия в сомнительных интернет-сообществах.
В одном из подростковых интернет-форумов ребята 13-16 лет пишут:
«Человек живет в семье, а чувствует себя одиночкой. И родители ничуть не переживают, что я вот отдельный от них такой».
«Папа у меня хороший, но не заморачивается мной. Спросит, как здоровье, и до свиданья. А иногда хочется выговориться».
«Я люблю свою семью, очень, я просто хочу искренних разговоров. Мне не хватает их внимания».
«Мама воспитывала меня хорошо, но что-то пошло не так. Я обманываю и сама потом страдаю. Смотрю на одноклассников — они все счастливы, в семье их любят, и они любят своих родителей… Мама относится ко мне очень холодно, а раньше было не так».
«Я все записываю в дневник, он единственный, кто помогает мне высказаться. Раньше все рассказывала маме, но она меня уже не слушает. Работа у нее, то, се. А у меня безответная любовь в это время».
«По поводу внешности, конечно, переживаю. Я не модель с обложки. Маме, думаю, мои страдания не пофиг, но она занятой человек, в офисе».
«Мама спрашивает, как дела. Начинаю отвечать — отвлекается, занимается другим. Нафиг делать вид, что ей интересно? Лучше честный игнор».
«Хочется хоть какой-то поддержки от родителей — хоть бы полчаса в день чтобы сели со мной и просто поговорили. Устал ждать. Подскажите, как им намекнуть на душевный разговор».
Подростки ищут открытого общения, ответов на свои вопросы. Пусть родителей и детей разделяют мнения и культурные пристрастия. Доверие и любовь не должны зависеть от этого. Тем более, что их присутствие в жизни подростка сказываются на его самоощущении — уровне «субъективного благополучия», то есть счастья, установил Дмитрий Дубров.
Фундамент счастья
Социальный капитал человека — его контакты с другими людьми — влияет на удовлетворенность жизнью. Люди, у которых хорошие отношения с окружающими, чаще чувствуют себя счастливыми, чем те, у кого отношения не складываются.
Современные родители стараются развивать «социальный интеллект» ребенка — умение общаться. Оно повышает уверенность в себе, спасает в трудную минуту, способствует успеху. Те, кто находит с людьми общий язык, часто получают ответную поддержку. Да и сама мысль о том, что человеку есть на кого положиться, делает его счастливее.
Особенно ценна поддержка «ближнего круга» — детей и родителей. По словам Дмитрия Дуброва, такой «внутрисемейный социальный капитал» включает:
— любовь и нежность, эмоциональную близость родителей и детей;
— ценности и установки, принятые в семье (когнитивный аспект);
— взаимопомощь, внимание друг к другу (деятельностный аспект).
Дети жаждут внимания
Исследователь предложил подросткам оценить степень своего согласия с утверждениями об атмосфере в семье. Вот примеры утверждений: «Я полностью доверяю мнению моих родителей», «Я обычно ощущаю теплоту в отношениях с родителями», «Родители уделяют много времени общению со мной», «Я всегда чувствую поддержку со стороны родителей».
Затем респондентов попросили оценить степень согласия с утверждениями об удовлетворенности жизнью. Например: «В целом моя жизнь близка к идеалу». Затем исследователь изучил связь между отношениями в семье и уровнем счастья старшеклассников.
Выяснилось, что позитивный внутрисемейный социальный капитал — один из залогов хорошего душевного самочувствия подростков. «Те отношения, которые складываются в семье, воспринимаемое внимание, поддержка со стороны родителей играют важную роль для ощущения счастья», — отмечает Дмитрий Дубров.
Родителям важны доходы
Многим людям для ощущения счастья также нужна определенная финансовая стабильность, доход, позволяющий обеспечить семью. Уровень дохода обычно влияет на самооценку, а та, в свою очередь, служит компонентом счастья.
Исследователь добавил в уравнение, связывающее обстановку в семье и уровень счастья, переменную «уровень доходов». Оказалось, что она вместе с внутрисемейным социальным капиталом весьма значима для благополучия родителей.
В ряде работ установлено, что наибольшая связь между уровнем материального благополучия и уровнем счастья наблюдается в странах с низкими доходами. В исследуемой выборке доходы родителей были ниже среднего. Это во многом объясняет полученную связь, отмечает Дубров.
В целом исследование подтвердило, что в дружных семьях, в атмосфере любви и поддержки подростки чувствуют себя более счастливыми. Это помогает им легче пережить трудности взросления.
*Ссылки на опросник были размещены в социальных сетях и интернет-форумах.
Дмитрий Дубров, автор исследования, младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ.
Источник: https://iq.hse.ru/news/206756601.html
Фото: flickr.com/photos/paradisdelaphoto/