Одно из ярких открытий, поразивших меня в теории Ньюфелда, — это важность слёз в нашей жизни, в жизни наших детей, а именно слёз тщетности, слёз грусти. Как свои слёзы, так и слёзы моих детей мне давались тяжело, можно сказать, что я пыталась или избегать их, переключая, отвлекая детей на что-то другое, или отрицать, уменьшая значение той печали, той грусти, которую испытывали мои дети.
На такое отношение к слезам оказал влияние запрет на слёзы от моих родителей. Нельзя сказать, что мне в прямом смысле запрещали плакать, хотя и такое тоже было. Но основное влияние оказало то, что они обесценивали ситуации и обстоятельства, чувства и переживания, которые вызывали у меня слёзы. И вот эту тенденцию запрета на слёзы я перенесла на своих детей. Но, получив новые знания, вернее, осознание, а также новый опыт, я начала культивировать, а в какие-то моменты даже подталкивать детей к слезам грусти, тщетности, давая им утешение в своих объятиях, в своем желании быть рядом с ними, невзирая на поведение, и ощущение того, что «и это мы переживём».
Мои слёзы стали для меня самой важным ресурсом, который одновременно даёт облегчение и наполняет. Ведь развитие происходит из состояния покоя!
До меня наконец дошло, что сила человека не в том, что «я всё умею, всё могу, любые трудности мне по плечу», а в том, что «да, я сталкиваюсь с трудностями, да, не всё подвластно мне, но я могу пережить любые трудности, выстоять и выжить». Понимание этого — большой дар, который мы как родители можем передать своим детям, что сделает их эмоционально устойчивыми, находчивыми, истинно уверенными в себе.
Сейчас многие мои действия с детьми, взаимоотношения с мужем, а также с дорогими мне людьми исходят из ответа на вопросы: «Как это продвинет мои отношения?», «Не навредит ли?» Это как раз тот критерий, который помогает расставить акценты и приоритеты. Иногда одна и та же ситуация, одна и та же проблема может быть разрешена кардинально отличающимися способами в зависимости от контекста.
Я увидела, как моя старшая дочь, уходя в ситуативное отчуждение (когда ей кажется, что весь мир против неё, и мама в том числе), как бы отталкивает меня, но на самом деле ждёт, когда её мама придёт и утешит, протянет руку и покажет, что наши отношения надёжны и безопасны, что это был лишь миг нашей жизни, который мы вместе переживём и выйдем из него, став сильнее, мудрее и ближе друг к другу.
Осознав истинную нужду своих детей во мне как в маме, в заботливом взрослом, который видит не только поведение, но и то, что за ним стоит, я стала понимать их, сочувствовать им в ситуациях, которые раньше раздражали меня или вызывали гнев. Теперь даже в сложных ситуациях я могу отмотать до исходной точки, восстановить баланс и двигаться дальше.
Я выражаю огромную благодарность Г. Ньюфелду за доступ к этим знаниям, наполнившим мою жизнь глубинным смыслом. Я очень признательна Ольге Писарик за ее заботливое отношение к студентам, за советы, рекомендации. У меня настал новый этап не только в отношениях с детьми, но и с семьей и с другими людьми. Можно сказать, что жизнь со мной теперь не случается, а наоборот, я стала капитаном своего корабля под названием «Жизнь».
Подробнее о курсе «Интенсив I» и регистрация здесь:
Елена Фомичёва, окончила Интенсив I и Интенсив II Института Ньюфелда, в настоящий момент — студентка преподавательской программы института
Фото из личного архива автора