Это очень сложный вопрос. Я не знаю. Большая часть индивидуальной терапии как раз касается этих отношений. Я думаю, нужно быть очень терпеливым по отношению к самому себе. Здесь более важно разрешить себе испытывать все те чувства, которые мы испытываем в этой связи, а не пытаться что-то изменить к лучшему.
Чем лучше вы ощущаете свои эмоции… Когда вы чувствуете гнев, ненависть, враждебность, стыд, вину — все эти эмоции не являются базовыми, они вторичны. Нам нужно почувствовать фрустрацию, которая лежит в их основе: что-то получилось не так, как мы хотели, чего-то не случилось.
Когда вы в контакте с собственными эмоциями, когда сердце мягкое, ощущения более болезненны, но и к слезам прийти легче. И именно здесь и может произойти истинное прощение. Чтобы простить, не нужно прилагать какие-то усилия. Оно происходит, когда мы смогли отпустить.
Это ведь очень разные вещи: простить кого-то, кто не играет в вашей жизни особой роли, и простить родителя. Родители — это совершенно другая история. Когда ребенок прощает своего родителя, ему необходимо пройти определенный процесс. Эмоциональный процесс. Чтобы суметь попасть в ту точку, из которой он сможет отпустить и простить.
И нужно быть терпеливым по отношению к самому себе. Не так просто прийти в эту точку. И речь здесь не о том, чтобы преодолеть в себе эти чувства и говорить себе: «я должен», «я должен суметь простить». Речь о том, чтобы позволить себе, позволить природе привести вас в это место.
И обычно это подразумевает определенный процесс, в котором вы всё глубже погружаетесь в свои эмоции и чувства: от гнева переходите к фрустрации, от фрустрации к сожалению о том, что так произошло. И это сожаление и позволяет вам в итоге отпустить ситуацию.
Сожаление, горевание — это единственное, что может помочь нам отпустить любимого, которого больше с нами нет. Именно в процессе горевания мы естественным образом приходим к той точке, когда можем отпустить.
Гордон Ньюфелд
Запись интервью студии Botafilms
Перевод Юлии Твердохлебовой
Русскую версию озвучил Виталий Зорин
Монтаж и сведение звука русской версии Евы Фарбер